DOI: 10.15290/elpis.2021.23.05

data przekazania tekstu: 24.03.2021 data akceptacji tekstu:15.04.2021

Библейская концепция колебаний конъюнктуры в экономике человека

Давид Рахимов

Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, Россия

ORCID 0000-0002-4554-9772

rakhimov-t@mail.ru

D. Rakhimov, The biblical concept of fluctuations in the human economy, Elpis, 23 2021: 47-53.

D. Rakhimov, Biblijna koncepcja wahań koniunkturalnych w gospodarce człowieka, Elpis, 23 2021: 47-53

Abstract: The reasons for conjunctural fluctuations in the economy are of a spiritual nature. God allows a man to act unlawfully for a certain time, but a moment comes when God humbles the running of man. The cessation of economic growth, desired by man, and its subsequent slump occurs according to God’s will, which saves man from self-destruction.

Streszczenie: Przyczyny wahań koniunkturalnych w gospodarce mają charakter duchowy. Bóg pozwala człowiekowi czynić niego- dziwość do czasu, jednak później nadchodzi moment, gdy Bóg poskramia bieg człowieka. Zatrzymanie wzrostu gospodarki pożądanej przez człowieka, a następnie jej recesja następuje z woli Bożej, która ratuje człowieka przed samozniszczeniem.

Аннотация: Причины конъектурных колебаний в экономике имеют духовную природу. Господь попускает до времени человеку творить беззаконие, однако наступает порог, когда Бог смиряет бег человека. Прекращение роста экономики, желаемого человеком, и последующее ее падение происходит по воле Божьей, спасающей человека от самоуничтожения.

Keywords: economic conjuncture, economic crisis, market fluctuations, downfall of the economy

Słowa kluczowe: cykle gospodarcze, kryzys gospodarczy, wahania rynkowe, upadek gospodarczy

Ключевые слова: экономические циклы, экономический кризис, колебания конъюнктуры, падение экономики

image

Введение

Теория о закономерно повторяющихся колебаниях экономической конъюнктуры в виде последовательно сменяющихся фаз – подъема, спада, рецессии и ново- го медленного роста – занимает устойчивое место в учении политэкономии. Оживление интереса к этой теории обычно наблюдается в периоды спада миро- вой экономики, когда ранее процветающие базисные отрасли приходят в упадок, растет безработица, обо- стряются социальные конфликты. Как пишет в пре- дисловии к 4 изданию 1926 г. австрийский экономист Й. Шумпетер (Šumpeter, 1982), «стоит нам выйти за рамки теории равновесия, как мы оказываемся в сфере проблем конъюнктуры».

Кризисы нарушают стабильный ход развития эко- номики, прерывают его поступательное движение, вы- водят промышленную динамику из привычного русла. При этом остановившаяся в развитии экономика не только не сохраняет достигнутый уровень, но и теря- ет массу приобретенных ценностей под воздействием изменившихся условий и обстоятельств. Меняется и установившаяся к тому времени система стоимостей и цен на товары. За каждой волной подъема экономики неизбежно следует провал. Отметим также, что позд- нее для продолжения своего поступательного движе- ния экономика нуждается в восстановлении, а система

цен – в перестройке. Прежние ценности и надежды утрачивают актуальность, на смену им приходят но- вые. Явления эти происходят в последние несколько столетий постоянно и потому воспринимаются как не- избежные и неминуемые.

Для объяснения подобного явления на основании статистических наблюдений экономическая наука выдвинула гипотезу о существовании самовозникаю- щих и самоуспокаивающихся экономических циклов конъюнктуры с временным лагом в 3-4 года, 7-11 лет, 15-25 лет и 45-60 лет. Ученые поставили перед собой задачу выяснить, как «экономическая система про- изводит ту силу, которая беспрестанно ее изменяет» (Šumpeter, 1982, przedmowa do wydania japońskiego 1934 r.). Экономистами, изучающими природу эконо- мических циклов, отмечается, что длительные колеба- ния – феномен, присущий в первую очередь развитым капиталистическим странам. Изучение причин циклов конъюнктуры, по мнению экономистов, может дать на- уке объяснение природы катастроф, происходящих в экономической и социальной сфере, и позволит делать прогнозы на будущее.

По мнению автора, в исследовании теории эко- номических колебаний можно выделить две школы: первая утверждает существование регулярных волноо- бразных колебаний в развитии экономики, вторая скло- няется к выводу, что волна независима и возникает под

image

ELPIS · 23 · 2021 · s. 47-53

48 ELPIS · 23 · 2021

воздействием случайных нерегулярных экзогенных шоков. К первой школе, по мнению автора, можно от- нести продолжателей диалектических идей К. Маркса: Н. Кондратьева, П. Баккара, Л. Фонтвьея, Э. Манделя, Д. Гордона, ко второй школе – Й. Шумпетера, С. Кузне- ца, Г. Менша, А. Клайнкнехта.

Первая школа придерживается диалектического и материального подхода к восприятию волны. Каждая волна воспринимается в форме очередной фазы де- терминированного непрерывного колебания экономи- ки отдельного государства: рост сменяется падением, за которым следует новый рост. Причины колебаний, по мнению представителей этой школы, эндогенны и кроются в самой природе рынка. Мнения об источнике этих причин различны для тех или иных групп эконо- мистов данной школы: одни видят источником регу- лярное возникновение научно-технических открытий, другие – колебания в секторе мировых инвестиций в основной капитал, третьи – закономерную смену доми- нирующих источников энергии.

Обращает на себя внимание гибкость рассуждений экономистов. Так, например, если причина, заявленная учеными, статистически явно не наблюдается, то, по их уверению, она все равно присутствует, но проявля- ется «преимущественно в скрытом виде» (Menʹšikov i Klimenko, 1989, s.144). Другой пример: при существо- вании большого количества изобретений в науке на некий момент времени (инновационный пул) рост эко- номики может по факту не наблюдаться, так как, уверя- ют экономисты, предприниматели были недостаточно информированы о наличии этих инноваций.

Депрессия представителями этой школы воспри- нимается диалектически, она «представляет собой не просто задержку экономического развития, но син- дром противоречий между технико-экономической си- стемой и институциональным каркасом» (Menʹšikov i Klimenko, 1989, s. 235).

Относительно продолжительности каждого цикла мнения экономистов этой школы также разнятся. Она может зависеть от среднего срока жизни производ- ственных инфраструктурных сооружений (Kondratʹev, 1989) или от ограничения роста экономики границей

«платежеспособного спроса» населения, по мнению французского экономиста М. Боккара (Menʹšikov i Klimenko, 1989, s. 37). Так или иначе, по логике пред- ставителей этой школы, рост ограничен физическим существованием некого фактора с позиции экономиче- ской целесообразности.

Наиболее известным представителем этого на- правления считается Н.Д. Кондратьев (Kondratʹev, 1989), желавший организовать планирование народ- ного хозяйства таким образом, чтобы оно всегда на- ходилось в поступательно растущем эволюционном динамическом равновесии без каких-либо колебаний. Он полагал, что обладание идеальными знаниями о хозяйственном положении должны позволить чело- веку «предсказывать события, как результат перекре- щивания закономерностей» (Kondratʹev, 1989, s. 73).

По мнению Кондратьева, таким способом экономисты смогут спрогнозировать момент краха капитализма, который должен наступить именно по экономическим причинам. Одним из доказательств существования ре- гулярных волнообразных экономических циклов для ученого служил факт существования сезонности в го- дичном круге.

По нашему мнению, суждения Кондратьева имеют сходство с мысленным экспериментом, предложенным в 1814 г. французским математиком Пьером Лапласом, полагающим, что, обладая идеальными знаниями о ча- стице во Вселенной (время, положение, скорость), воз- можно предсказать ее эволюцию как в будущем, так и в прошлом. Такой разум назвали «демоном Лапласа».

Концепция второй школы утверждает, что вспле- ски в каждой национальной экономике нерегулярны и являются спонтанными. По мнению представителей этой школы, экономику выводят из равновесия экзо- генные шоки, влияние которых таково, что после внеш- него толчка система уже не возвращается к прежнему равновесию. Экономисты соглашаются, что каждый отдельный всплеск можно воспринять как волну: «…за каждым «подъемом следует «депрессия», а за каждой

«депрессией» — «подъем»» (Šumpeter, 1982, s.386). Однако они обращают внимание на то, что падение в экономике происходит не плавно, а быстро. После падения начинается депрессия, позднее сменяющаяся длительным подъемом. Новый рост начинается в пе- риод очередной депрессии и при этом с иного уровня равновесия.

Наука сигналом оживления экономики считает рост торговых операций. Также индикатором измене- ния конъюнктуры может служить показатель потребле- ния стали. Рост экономики сопровождается увеличе- нием числа новых предприятий, которые появляются рядом со старыми и конкурируют с ними. На этом эта- пе у предпринимателей отмечается значительная по- купательная способность. Волна подъема охватывает всю экономику государства, стимулируя всеобщее про- цветание. Заказы розничных магазинов постоянно ра- стут, и производители постепенно загружают все свои производственные мощности, которые ранее проста- ивали. Безработица сокращается, увеличивается зара- ботная плата.

Все экономисты сходятся во мнении, что стиму- лом для начала роста экономики является стремление участников рынка к прибыли. Толчком для роста, по мнению экономистов, может служить широкий спектр событий как экономического, так и внеэкономического характера. К экономической причине роста экономи- сты относят внезапно повысившуюся норму прибыли, к внеэкономическим причинам – изменения политиче- ского или социального характера, войны, миграцион- ные волны, «бэби-бум». При этом указанные события обязательно должны сопровождаться внедрением како- го-либо технического новшества. В результате внешне- го толчка экономика выходит из сложившегося ранее равновесия, начинает расти и переходит в состояние

ELPIS · 23 · 2021 49

нерегулируемого движения, направленного к новому состоянию равновесия.

Повод для спада экономики, по мнению ученых, кроется в одной или в сочетании ряда причин, таких как исчерпание эффективности очередного этапа науч- но-технического прогресса, перенакопление основного капитала, противоречия между спросом и предложени- ем на производимые товары, психологические факторы в форме различных запаздываний реагирования произ- водителей товаров на изменения ситуации. Кроме того, по мнению экономистов, виновником спада также мо- жет стать результат накопления ошибочных решений, так как во время подъема деловая активность зачастую осуществляется в отношении новых и неиспытанных комбинаций внедрения достижений научно-техниче- ского прогресса. Влияние неурожаев на падение эко- номики, которые ранее считались основной причиной кризисов, в современной экономической науке оцени- вается как несущественное.

Последствия спада всеми экономистами оценива- ются негативно: снижаются доходы производителей, сокращается модернизация производств, население экономит на тратах, падает спрос на товары и услу- ги. При этом экономисты предупреждают, что каж- дый спад в экономике имеет риск перехода к кризису с последующей депрессией, который характеризуется

«массовой безработицей, предложением на рынке сы- рья, машин и оборудования, домов и т.д. по ценам ниже издержек производства, но в первую очередь низким уровнем процента» (Šumpeter, 1982, s. 400). Кризис характеризуется крахом в кредитной системе, прочие отрасли затрагиваются им дифференцированно. Это состояние экономики зачастую сопровождается па- никой и банкротствами. Отмечается, что депрессия в разной степени влияет на отрасли: она больше затраги- вает производство предметов роскоши, чем пищевую промышленность. При этом состояние депрессии ох- ватывает значительно больше отраслей и предприятий, чем подъем. Новые предприятия в этот период зача- стую страдают значительно больше, чем старые. Этот процесс приводит экономику к состоянию нового, не прежнего равновесия. Подавленное экономическое со- стояние требует от участников адаптации к новым ус- ловиям, снижаются издержки производства, предпри- ниматели вынуждены вести дела скромнее.

Для выхода экономики из состояния депрессии го- сударством зачастую осуществляются адресные субси- дии, вводятся оградительные пошлины. Экономисты, не считая неурожаи причиной падения экономики, вместе с тем подчеркивают, что обильный урожай в национальном сельском хозяйстве имеет большое зна- чение для выхода из кризиса: «…большую роль играют случайности, к примеру, в нужный момент — хороший урожай» (Šumpeter, 1982, s. 422).

По сей день теоретики волн в экономике не при- шли к единому мнению об их причине (научно-техни- ческие открытия, монетаризм, цены, износ основных средств, строительный бум, социальные процессы,

ошибки принятия решений в каждом втором поколе- нии) (Menʹšikov i Klimenko, 1989, s. 232). Вместе с тем экономисты полагают, что получение знаний о природе циклов конъюнктуры поможет раскрыть закон взаимо- действия разных рынков современного мира, без зна- ния которого экономическое развитие и разумная по- литика внутри отдельной страны невозможны. Пока же экономисты ограничиваются рецептами для сглажива- ния всплесков, при этом давая политикам рекоменда- ции, часто противоречащие друг другу.

Гипотеза о существовании циклических волн в экономике побудила автора взглянуть на нее с привле- чением Священного Писания, чтобы приблизиться к ответам на вопросы, поставленные экономической те- орией, а именно:

  1. Почему экономика развивается не плавно, а рывка- ми, почему за поступательным движением следует возвратное и лишь после него вновь возобновляет- ся поступательное движение?

  2. Почему причина, какова бы она ни была, действует так, что ее последствия не могут постоянно устра- няться?

  3. Как может возникнуть такая всеобщая ошибка, в результате которой опасность угрожает всей эко- номике? И почему периодически совершаются по- добные ошибки? (Šumpeter, 1982, с. 400, 404). Рассуждая о динамике развития экономики, отме-

    тим, что экономический рост наблюдался экономиста- ми, начиная с конца XVIII века, в государствах Запад- ной Европы, затем, с конца XIX века, – в США, России и Японии. Этот период охарактеризовался тем, что каждое десятилетие среднедушевой доход в указанных странах в среднем рос на 15%, что не отмечалось в бо- лее ранний исторический период.

    Сразу хотелось бы заметить, что, по мнению авто- ра, для целей построения выводов о закономерности циклов в развитии национальных экономик иссле- дованный экономистами период в 140 лет является слишком малым. Также обращает на себя внимание выдвинутые школой материализма предположения о детерминизме таких событий, как технические изо- бретения, открытия новых месторождений источников обогащения или война, по мнению автора, не могут служить доказательством, так не указывают на причи- ну, а лишь подменяют ее.

    Очевидно, что развитие экономики в наблюдаемых странах происходило не непрерывно, периоды вспле- ска деловой активности заканчивались и переходили в режим борьбы за выживание. Стремление людей получить как можно больше прибыли от своей дея- тельности сменялось апатией и разочарованием. Несо- мненно, рост общей численности населения планеты за обсуждаемый период и поступательное вовлечение в мировой товарооборот все большего числа народов, живших ранее обособленно, положительно повлия- ли на общие экономические показатели. Вместе с тем хотелось бы отметить особую популярность, которую приобрели в Европе, США, России и Японии политэ-

    50 ELPIS · 23 · 2021

    кономические учения, призывающие человечество к приобретению богатства как необходимого элемента для достижения счастья. Христианское вероучение, призывающее трудиться для обретения Царства Божь- его, было подменено новым учением, стимулирующим активность в делах и заботах о еде, одежде и комфорт- ной жизни на земле.

    Далее автор предлагает обратиться к Священному Писанию в целях выявления сезонов, установленных Богом, способных оказывать явное влияние на эконо- мику человека. Библия с начала повествования указы- вает, что Бог сначала создал день и ночь, отделив свет от тьмы (Библия. Русский синодальный перевод, 2003, Быт. 1:4), назначив каждому периоду свое время. При- сутствие в сутках фаз с разными характеристиками является Божьим установлением: день для бодрство- вания, вечер для успокоения от активности дня, ночь для отдыха и утро для пробуждения к активной жизни:

    «И был вечер, и было утро: день один» (Bibliâ. Russkij sinodalʹnyj perevod, 2003, Byt. 1:5). Затем Бог соединил сутки в седмицу, благословив и освятив при этом особо день седьмой, «ибо в оный почил от всех дел Своих, ко- торые Бог творил и созидал» (Bibliâ. Russkij sinodalʹnyj perevod, 2003, Byt. 2:3).

    Обратим внимание, что все творения Божьи пред- назначены для непрестанного труда, и человеку в саду Эдема никакой день не был выделен Богом особо. Пер- вым людям было заповедано трудиться во все дни сед- мицы в саду Эдема, чтобы «возделывать и хранить его» (Bibliâ. Russkij sinodalʹnyj perevod, 2003, Byt. 2:15). По согрешению своему человек, нарушив запрет Божий, тем противопоставил себя всему творению, которое отныне стало способным отвечать на усилия человека не только добрым и полезным, но и вредными «терни- ями и волчцами». С момента изгнания человека из рая благо материальное стало доступно ему только посред- ством труда «в поте лица» (Bibliâ. Russkij sinodalʹnyj perevod, 2003, Byt. 3:19). В библейском тексте, пове- ствующем о событиях до завершения потопа, об иных сезонах, кроме суточного круга и седмицы, не гово- рится. По изгнанию из рая человек в течение продол- жительного периода еще был способен слышать голос Божий и отвечать Богу, ему было дозволено трудиться во все дни седмицы: «…со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей» (Bibliâ. Russkij sinodalʹnyj perevod, 2003, Byt. 3:17).

    По завершении потопа Господь указывает на сезон- ность в годовом круге, на дни сеяния и жатвы, холода и зноя, лета и зимы (Bibliâ. Russkij sinodalʹnyj perevod, 2003, Byt. 8:22). Богом также определено время дождя и снега, «время насаждать и время вырывать посажен- ное» (Bibliâ. Russkij sinodalʹnyj perevod, 2003, Ekkl. 3:2). По мнению автора, погодные различия в сезонности годового круга стимулируют человека быть сотворцом Бога, проявлять образ Божий в ремеслах. Колебания природы создают нужды, благодаря которым люди оказываются взаимозависимы посредством труда друг для друга. Недостаток любви в людях Бог возместил

    нуждами, которые объединили их в единый организм. Как пишет святитель Иоанн Златоуст, «потому Бог и соединил все таким образом и не попустил достигать своей пользы иначе, как путем пользы других» (Ioann Zlatoust, 1906).

    Непосредственно народу Израиля Бог дал запо- веди, в которых указал необходимость им соблюдать субботний день: «…день седьмой – суббота Господу» (Bibliâ. Russkij sinodalʹnyj perevod, 2003, Ish. 20:10), и субботний год: «…седьмой год да будет суббота покоя земли, суббота Господня» (Bibliâ. Russkij sinodalʹnyj perevod, 2003, Lev. 25:4). В эти периоды евреям возбра- нялся хозяйственный труд (Bibliâ. Russkij sinodalʹnyj perevod, 2003, Ish. 20:10). Субботний день нес в себе Божественное напоминание о необходимости падше- му человеку хотя бы один раз в седмицу понуждать себя освобождаться от рабства плоти и восстанавли- вать общение с Богом. Каждый седьмой год напоми- нал евреям об избавлении их от рабства египетского и важности творить дела милосердия (Bibliâ. Russkij sinodalʹnyj perevod, 2003, Lev. 25:14,23). Особо был отмечен Богом и каждый пятидесятый (юбилейный) год. Чтобы в субботние и юбилейные годы евреи не испытывали недостатка в пище, по особому благосло- вению Божьему земля давала им в предшествующий год трехкратный урожай, который обеспечивал их на три года вперед (Bibliâ. Russkij sinodalʹnyj perevod, 2003, Lev. 25:21,22). То есть можно отметить, что в преддверии каждого седьмого и пятидесятого года народ Израиля получал богатый урожай, который, не- сомненно, благотворно сказывался на экономике всего еврейского общества.

    Ветхозаветный текст также содержит указание, что по попустительству Божьему природа может возму- щаться в ответ на действия человека: за благо – благо, за зло – зло, «время разбрасывать камни, и время со- бирать камни» (Bibliâ. Russkij sinodalʹnyj perevod, 2003, Ekkl. 3:5).

    В Новом Завете для христиан значимость суб- ботних дней и лет изменена, Господь, как «господин субботы» (Bibliâ. Russkij sinodalʹnyj perevod, 2003, Mf. 2:8), указал, что новозаветный смысл соблюдения субботы не столько в покое, сколько в труде добрых дел; должно людям «в субботу делать добро» (Bibliâ. Russkij sinodalʹnyj perevod, 2003, Mf. 12:12; Mk. 3:4). Апостолы учат, что с заключения Нового Завета суб- ботние дни теряют свою прежнюю значимость, так как закон Ветхого Завета имел «тень будущих благ, а не самый образ вещей» (Bibliâ. Russkij sinodalʹnyj perevod, 2003, Evr.10:1). Новый Завет указал на важ- ность празднования дня восьмого, воскресного, сняв осуждение за несоблюдение субботы: «…никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу» (Bibliâ. Russkij sinodalʹnyj perevod, 2003, Kol. 2:16). В Новом Завете Господь призвал христиан молиться и за все благодарить непрестанно (Bibliâ. Russkij sinodalʹnyj perevod, 2003, 1Fes. 5:16).

    ELPIS · 23 · 2021 51

    Таким образом, библейское повествование позво- ляет выделить следующие природные колебания, кото- рые влияют на ритм труда человека:

    • сутки имеют собственный цикл, различающий- ся по фазам: вечер – ночь – утро – день;

    • в годовом сезонном круге определены дни сея- ния и жатвы, холода и зноя, лета и зимы;

    • природа по воле Божьей может особым образом реагировать на деяния людей: богатым урожаем или недородом, засухой, наводнением, наше- ствием насекомых или диких зверей;

    • в седмице евреям для труда определено шесть дней, а седьмой отделен для напоминания о не- обходимости восстановления Богообщения;

    • народу Израиля было заповедано вести эконо- мику особо в каждый седьмой и пятидесятый годы, отсчет которых идет от дня исхода из еги- петского плена.

Христиане, заключив с Богом Новый Завет, избра- ли для себя пятидневное ограничение для труда, уде- ляя особое внимание дням субботним и воскресным для более активного Богообщения.

Возвращаясь к обсуждению наблюдаемых вспле- сков развития экономик национальных государств, сразу следует подчеркнуть, что Бог, зная все заботы человеческие, насыщает «все живущее по благово- лению», дает пищу каждому «в свое время» (Bibliâ. Russkij sinodalʹnyj perevod, 2003, Ps.144:15-16). Он заповедал человеку трудиться и «повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Bibliâ. Russkij sinodalʹnyj perevod, 2003, Mf. 5:45). Бог окружает человека заботой и пути человеческие все Ему из- вестны. (Bibliâ. Russkij sinodalʹnyj perevod, 2003, Ps. 138:3). В гармонии пребывает весь мир, сотворенный Богом «хорошо весьма» (Bibliâ. Russkij sinodalʹnyj perevod, 2003, Byt. 1:31), неустройства случаются лишь у людей.

Далее автор предлагает обратиться к богословско- му видению причин колебаний экономической конъек- туры через призму Священного Писания и святоотече- ского Предания.

О всплеске экономики

Человек, обладая даром свободной воли, ежеднев- но делает выбор, кому он будет служить: Богу или мам- моне. Забыв о Боге и избрав маммону, человек погружа- ется в суету мира. Люди устремляются к поклонению идолам, предавая забвению заповеди и установления Господа. На этом пути деловая активность растет, уве- личивается товарооборот в попытке обустройства рая на земле без Бога. От обширности торговли душа чело- века наполняется неправдой, его сердце тщеславится (Bibliâ. Russkij sinodalʹnyj perevod, 2003, Iez. 28:16-17). Растеряв в себе страх Божий, люди подчиняются лу- кавству, тщеславию, сребролюбию, чревоугодию, стра-

сти бунта против властей. Активность людей в этом случае нацелена не на восстановление связи с Богом, а на службу греху для удовлетворения похоти пло- ти, похоти очей и гордости житейской (Bibliâ. Russkij sinodalʹnyj perevod, 2003, 1In. 2:16). Нравственность низводится до морали выгоды. Страсть греха увеличи- вает потребление товаров и услуг сверх нормального, преграды, созданные религиозным постом, наруша- ются: «…сел народ есть и пить, а после встал играть» (Bibliâ. Russkij sinodalʹnyj perevod, 2003, Ish. 32:6). Экономика бурно растет, предприниматели строят но- вые склады, повторяя события Евангельской притчи и как бы говоря себе: веселись душа, «много добра ле- жит у тебя на многие годы» (Bibliâ. Russkij sinodalʹnyj perevod, 2003, Lk. 12:19).

Евангелие нас предупреждает, что «никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненави- деть, а другого любить; или одному станет усердство- вать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне» (Bibliâ. Russkij sinodalʹnyj perevod, 2003, Mf. 6:24). Священное Писание напоминает, что Бог есть Бог ревнитель (Bibliâ. Russkij sinodalʹnyj perevod, 2003, Ish. 20:5) и славу Свою бесам не отдаст (Bibliâ. Russkij sinodalʹnyj perevod, 2003, Is. 42:8).

О падении экономики

Бог назначил роду человеческому «предопреде- ленные времена и пределы» (Bibliâ. Russkij sinodalʹnyj perevod, 2003, Deân. 17:26). Господь попускает до вре- мени человеку творить беззаконие, однако наступа- ет порог, когда Бог как бы говорит человечеству: «… доселе дойдешь и не перейдешь, и здесь предел над- менным» желаниям твоим (Bibliâ. Russkij sinodalʹnyj perevod, 2003, Iov. 38:11). Он смиряет бег человека, чтобы тот, кого Он возлюбил, не воссмердел, не пре- вратился в червя земного, чтобы мир полностью не по- грузился во тьму.

События, сопровождающие действие Бога, могут быть различны, судьбы Его – «бездна великая» (Bibliâ. Russkij sinodalʹnyj perevod, 2003, Ps. 35:7). Наступает период, когда искусственная пирамида деловой ак- тивности внезапно для человека как бы претыкается о непреодолимый барьер. Воплощение ранее проду- манных планов прекращается, проекты становятся неуспешными, торговля падает, кредиторы требуют погашения займов, обвиняя заемщиков в нерасчетли- вости. Товары лежат на складах и не продаются, дохо- ды населения снижаются, ограничивая каждого потре- бителя в удовлетворении своей прихоти. Бог попускает неурожаи, войны, которые разоряют страну (Bibliâ. Russkij sinodalʹnyj perevod, 2003, Vtor. 28:49-51). Люди, ранее хваставшиеся своей силой и талантами в торгов- ле, впадают в уныние, обвиняя в неудачах случай. Но

«случай» – это действие Бога. Человек не может усто- ять перед десницей Господа, «кто устоит пред лицом» Его? (Bibliâ. Russkij sinodalʹnyj perevod, 2003, Ps. 75:8),

52 ELPIS · 23 · 2021

в Его «руке сила и крепость» (Bibliâ. Russkij sinodalʹnyj perevod, 2003, 2Par. 20:6).

Бог предупредил народ, заключивший с Ним дого- вор, что если тот предаст забвению исполнение сво- их обязательств, то тогда ощутит он на себе тяжелую десницу Божью, которая давит как «колесница, нагру- женная снопами», и у проворного не будет сил бежать, и крепкому не хватит крепости его (Bibliâ. Russkij sinodalʹnyj perevod, 2003, Am. 2:13-14). Депрессия на- полнит деловой мир плачем и скрежетом зубов (Bibliâ. Russkij sinodalʹnyj perevod, 2003, Mf. 8:12). Придет ску- дость, и люди будут вынуждены «терпеть за свое без- законие» (Bibliâ. Russkij sinodalʹnyj perevod, 2003, Lev. 26:43). Скорби смирят грешника: «Страшно впасть в руки Бога живаго!» (Bibliâ. Russkij sinodalʹnyj perevod, 2003, Evr. 10:31).

О медленном восстановлении экономики

Бог сказал, что не желает смерти грешника, но чтобы грешник «обратился от пути своего и жив был» (Bibliâ. Russkij sinodalʹnyj perevod, 2003, Iez. 33:11). Го- сподь по милосердию Своему вновь раскрывает «до- брую сокровищницу Свою», дает изобилие благ и бла- гословляет все дела рук человеческих (Bibliâ. Russkij sinodalʹnyj perevod, 2003, Vtor. 28:12). После скорбей люди вынуждены воздерживаться от прожектов, и каж- дый день их поглощен заботами лишь этого дня (Bibliâ. Russkij sinodalʹnyj perevod, 2003, Mf. 6:34). Человек возвращается к труду «в поте лица» (Bibliâ. Russkij sinodalʹnyj perevod, 2003, Byt. 3:19), зарабатывая свой хлеб насущный. Вновь земля дает «произрастения свои» и «дерева полевые» дают «плод свой» (Bibliâ. Russkij sinodalʹnyj perevod, 2003, Lev. 26:4). Экономика восстанавливается и продолжает развитие в равнове- сии интересов всех участников.

О повторяемости колебаний

Люди, устремившись ко греху, испытывают коле- бания в экономике за свое поколение. Хотя Господь предупредил людей, что может наказать детей за вину отцов до третьего и четвертого колена, но каждый стра- дает «за свое собственное беззаконие» (Bibliâ. Russkij sinodalʹnyj perevod, 2003, Ier. 31:30). Сказано, что дети не отвечают за грехи родителей, но они как бы удобо- преклонны ко греху (Bibliâ. Russkij sinodalʹnyj perevod, 2003, Rim. 7:18-20). Бог не понуждает человека при- нимать благодать, в увлечение грехом всегда присут- ствует свобода человека. Каждый раз, попуская скорби людям, Господь стучится в их сердца Bibliâ. Russkij sinodalʹnyj perevod, 2003, Otkr. 3:20), не откроют ли, не образумятся ли.

Таким образом, по мнению автора, наблюдаемые колебания в экономике имеют не столько материали-

стическое, сколько духовное происхождение, являясь внешним, видимым проявлением отношения человека к Богу. Автор убежден, что объяснение развития эконо- мики регулярными волнообразными циклами является попыткой экономистов измерить волю Божью цирку- лем. Теории, если они верны, должны обладать свой- ством предсказания, однако этого не наблюдается при гипотезе о волновых циклах в экономике, ибо Бог «не в рукотворенных храмах живет… Сам давая жизнь и ды- хание и все» (Bibliâ. Russkij sinodalʹnyj perevod, 2003, Deân. 17:24-25).

О поступательном росте экономики в последнее столетие

Очевидно, что за последние столетия экономика мира значительно изменилась. Из года в год товаро- оборот между народами растет, в орбиту научно-тех- нического прогресса вовлекаются народы, обитающие в самых дальних уголках планеты. Бог попускает че- ловечеству строительство новой технократической башни «высотою до небес» (Bibliâ. Russkij sinodalʹnyj perevod, 2003, Byt. 11:4).

Господь предсказал, что в последние времена мира вера в людях будет умаляться (Bibliâ. Russkij sinodalʹnyj perevod, 2003, Lk. 18:8), они будут «самолюбивы, сре- бролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, бо- лее сластолюбивы» (Bibliâ. Russkij sinodalʹnyj perevod, 2003, 2Tim. 3:2-4). И это наблюдается в наши дни, уси- ливается служение маммоне, оттого и торговля растет.

Следует отметить, что при этом реализуется и другое предсказание Господа о наступлении време- ни технического рабства, когда «никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание» (Bibliâ. Russkij sinodalʹnyj perevod, Otkr. 13:17). Новые изобретения появляются не случайно. Мобильные приборы, спутники связи, цифровая доку- ментация, совершенствуясь и распространяясь как бы во благо технического прогресса и социального спо- койствия, поступательно становятся видимым инстру- ментом контроля за человеком.

В то же время Промыслом Божьим благодаря со- временным средствам связи Евангелие получило воз- можность беспрепятственно распространяться во всем мире, «по всей вселенной, во свидетельство всем на- родам» (Bibliâ. Russkij sinodalʹnyj perevod, 2003, Mf. 24:14). Как пишет святитель Григорий Нисский (1863),

«от Бога даровано все то, что дано нам умом». Бог попускает общий рост экономики как инструмента, через который исполняется Его слово, которое не воз- вращается к Нему тщетным (Bibliâ. Russkij sinodalʹnyj perevod, 2003, Is. 55:11).

ELPIS · 23 · 2021 53

Заключение

Подводя итог сказанному, автор полагает, что о природе экономических колебаний конъюнктуры мож- но сказать следующее.

  1. Каждое колебание в развитии экономики имеет свой видимый внешний повод, причина же нахо- дится в духовном состоянии души человека.

  2. Прекращение роста экономики, желаемого чело-

    веком, и последующее ее падение происходит по воле Божьей, спасающей человека от самоуничто- жения.

  3. Попустив развитие экономической деятельности по воле человека, Бог затем попускает скорби, ко- торые несут в себе очистительные для души свой- ства.

  4. Новый рост происходит спустя некоторое время, когда жажда наживы вновь овладевает сердцами людей.

Библиография

Bibliâ. Russkij sinodalʹnyj perevod. (2003). [online] https://bible- online.ru/bible/rst78/gen/, [24.02.2021]

Grigorij Nisskij, svt. (1863). Protiv Evnomiâ (kniga 12): Tvo- reniâ. [online] https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nisskij/ oproverzhenie-evnomija/12, [24.02.2021]

Ioann Zlatoust, svt. (1906). Beseda 1. O lûbvi: Vyborki iz raznyh slov svâtogo Ionna Zlatousta (t. 12, kniga 2). Izdanie SPB. Duhovnoj Akademii. [online] https://azbyka.ru/otechnik/Io- ann_Zlatoust/vyborki/1, [24.02.2021]

Kondratʹev, N. D. (1989). Problemy èkonomičeskoj dinamiki. Èko- nomika. [online] https://search.rsl.ru/ru/record/ 01001512606, [24.02.2021]

Menʹšikov, S. M. i Klimenko, L. A. (1989). Dlinnyevolny v èko- nomike. Meždunarodnye otnošeniâ. [online] http://www. pseudology.org/Bank/DlinnyeVolny.pdf, [24.02.2021]

Šumpeter, J. (1982). Teoriâ èkonomičeskogo razvitiâ. Progress. [online] https://b-ok.cc/book/3155027/4a47c2, [24.02.2021]

Rozmiar artykułu: 0,8 arkusza wydawniczego