Перед Таинством Крещения проводятся три обязательные огласительные беседы, на которых необходимо присутствовать родителям ребенка, крестным восприемникам или взрослому крещаемому.

 

Оглашением принято называть церковную образовательную и просветительскую деятельность по подготовке к Крещению уверовавшего во Христа человека и желающего вступить в Церковь. Оглашение имеет целью не только научить основным истинам веры, но и убедиться в искренности веры и в действительности покаяния человека, желающего присоединиться к Церкви Христовой.

В своем миссионерском служении Церковь стремится помочь человеку обрести веру в Бога и покаяние, уделяя особое внимание знакомству человека с Благой Вестью, а также пробуждению доверия к Церкви и Богу, и переосмыслению жизни.

Огласительный период является вторым этапом пути человека к Богу и Церкви. Участие человека в оглашении представляет собой результат принятия им свободного и ответственного решения о вступлении в Церковь. Последующее за принятием Крещения воцерковление (первый этап церковной жизни человека) именуется «посткрещальной катехизацией» (от греч. katecheo – «оглашать, устно наставлять, учить»). Участников катехизического процесса принято называть катехуменами или оглашаемыми, оглашенными (в случае подготовки к Крещению).

Невозможно начинать собственно катехизацию раньше проповеди Евангелия и обретения веры во Христа. Малополезно и участие в Таинстве Крещения неподготовленного человека, который, обретая веру во Христа, не представляет себе, в чем же эта вера заключается, и какие последствия этот шаг должен иметь для его жизни.

Ответственное отношение Православной Церкви к принятию в свое лоно новых членов проявляется в осуществлении Крещения тех лиц, которые принимают и исповедают веру Церкви: младенцев церковных родителей и восприемников («крестных родителей»), а взрослых – после подготовки к сознательному принятию Крещения.

В дореволюционной России (как и в Византийской империи) в абсолютном большинстве случаев Крещение совершалось над детьми верующих родителей, жизнь которых протекала в православной среде. Родившись в то время, человек попадал в христианское окружение, воспитывался им и соразмерял всю свою жизнь с укладом Церкви. А так как христианство стало государственным мировоззрением, институт оглашения пришел в упадок.

Настоящий же момент истории Русской Православной Церкви имеет множество сходных черт с апостольским временем, когда перед Церковью стояла необходимость совершения Таинства Крещения над взрослыми людьми. В Советское время совершение Крещения всячески преследовалось, вследствие чего среди желающих креститься в начале XXI века оказалось огромное число россиян юношеского, среднего и даже пожилого возраста.

Плодами катехизации являются обретение христианского мировоззрения и сознательное вхождение в жизнь Церкви, участие в ее Таинствах и прежде всего – в святой Евхаристии. Важнейшим критерием церковности является активная духовная и нравственная жизнь (ср.: Иак. 4:17, Гал. 5:22-23), молитва и дела любви: «Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет?» (Иак. 3:19-20).

Обучение вере, согласно 10-му правилу VII Вселенского Собора, является прямой обязанностью православного священника. Кроме священника огласительные беседы проводит катехизатор из мирян по поручению настоятеля храма.

Огласительные беседы проходят в форме групповых занятий. Проводятся не менее двух огласительных бесед об основных понятиях христианской нравственности, православного вероучения и церковной жизни.

 

Крещение взрослых людей

 

В текстах Нового Завета встречается следующая схема: проповедь Евангелия, его принятие и Крещение. Эта неразрывная связь между научением и Крещением основана на словах Спасителя:

«идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16:16). В Евангелии от Матфея эта схема дополняется повелением учить и после Крещения: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Матф. 28:19, 20). В своем толковании на это место святитель Афанасий Великий отмечает: «Спаситель заповедал не только крестить, он повелел вначале «учить», затем «крестить», чтобы научение породило истинную веру и уже с верой мы могли бы принять Таинство».

Корпус канонов Православной Церкви имеет немало упоминаний о порядке подготовки к Крещению.

«Готовящимся ко крещению надлежит обучаться вере» (78 канон VI Вселенского Собора и 46 канон Лаодикийского Собора).
Во 2-м каноне I Вселенского Собора попытка оглашать недавно обратившихся от язычества людей лишь «краткое время» и «вскоре» крестить признана нарушением церковных правил.
45-й канон Лаодикийского Собора запрещает принимать в списки готовящихся к Крещению имена тех, кто не изъявил решительного желания принять Крещение и не участвовал в огласительных беседах в течение месяца.

В Концепции миссионерской деятельности Русской Православной Церкви сказано, что человека, не желающего посильно потрудиться ради Бога и осознанного, ответственного вступления в Церковь, крестить «по первому требованию» вряд ли полезно.

Предварительное наставление в православной вере (оглашение) в древности совершалось в течение двух-трех лет, а самый интенсивный период подготовки к Крещению составлял 40 дней. Оглашение совершалось и над отроками не менее семи лет от роду: Оглашенное семилетнее отроча или совершеннолетний, по неведению приобщившийся, должен быть просвещен Крещением (1-й канонический ответ свт. Тимофея Александрийского). В настоящее время период подготовки к Крещению для молодежи с 14 лет и взрослых может составлять один месяц.

К Крещению может быть допущен всякий человек, но при условии, что принимающий Крещение свободно и сознательно принимает православную веру, то есть он готов исповедать пред людьми свою веру в Личного Живого Бога — Творца мира и Небесного Отца, в Сына Божьего Иисуса Христа как Спасителя своего, всех верующих в Него людей и мира, и в Духа Святого, исходящего от Отца и подаваемого верующим через Сына. «Кто будет веровать и креститься, спасен будет», – сказал Господь Иисус Христос и заповедал Апостолам сперва научить, а потом крестить (Мк. 16:16; Мф. 28:19).

Критерием готовности человека к принятию Таинства Крещения следует признать его сознательное и ответственное отношение к обетам Крещения.

 

Крещение детей родителей-христиан

 

Рождение детей у христиан является свидетельством для Церкви, что Бог призывает рожденных в Церковь. Православная Церковь, в отличие от всевозможных сект, никогда не ставила «рациональное понимание» условием Крещения. Более того, она утверждает, что истинное понимание становится возможным только благодаря Крещению, что это понимание является скорее плодом и следствием Крещения, чем его условием. 

Младенцы крещаются во отпущение грехов, да через пакирождение очистится в них то, что они заняли от ветхого рождения. Отвергающие нужду Крещения новорожденных, и утверждающие, что они от прародительского греха не заимствуют ничего, что надлежало бы омыть баней пакибытия, подлежат анафеме (124-е правило Карфагенского Собора).

Младенцам благодать Божья дается в залог их будущей веры, как семя91, которое бросают в землю; но для того, чтобы из семени выросло дерево и принесло плоды Духа Святого, требуются усилия как родителей и восприемников, так и самого крещаемого по мере его возрастания.

Крещение детей нехристиан

Разрешается Крещение ребенка, у которого один из родителей не крещен или неверующий. При этом долгом матери-христианки (или отца-христианина) является стремление не лишить собственного младенца благодати Таинства Крещения, а потом проявить настойчивость и твердость в том, чтобы воспитать своего сына или свою дочь православным христианином.

Крещение детей неверующих родителей и язычников недопустимо:
Священник аще крестит турчину детищ… да извержется (203-е правило Номоканона при Большом Требнике).

Восприемники младенцев

В Крещении младенцев принимают участие принадлежащие к Церкви и не состоящие под епитимией восприемники («крестные родители»).
С родителями и восприемниками крещаемых детей, практически не участвующими в благодатной жизни Церкви, проводятся также огласительные беседы.

Не могут быть восприемниками («крестными родителями»):
 неверующие, некрещеные и инославные христиане (христиане другого исповедания: члены Римо-Калолической Церкви, Армянской Апостольской Церкви, лютеране и т.д.);
— совершенно несведущие в православной вере, не имеющие опыта церковной жизни и не желающие прилагать усилия к воцерковлению;
— лица, проживающие в удалении от семьи крещаемого младенца и не имеющие возможности активно содействовать семье в воспитании ребенка;
— родители крещаемого младенца;
— монашествующие;
— малолетние (восприемники должны быть совершеннолетними, чтобы сознавать всю ответственность, которую они принимают. Церковь разрешает становиться крестными родителями с 15 лет для восприемника и с 13 лет для восприемницы);
— потерявшие рассудок.

 

О возможности вступления в брак восприемников одного младенца

Обычай иметь двух восприемников является русской традицией, восходящей к XIV веку. В «Номоканоне при Большом Требнике» (XVI в.) указано на препятствие к браку восприемников одного ребенка:

Аще муж и жена крестят единому человеку дитя, повелеваем к тому не смеситися друг другу, понеже кумове вменяются (Номоканон при Большом Требнике, ст. 209) .

Однако из постановлений Святейшего Синода XIX в. следует, что действительным восприемником при Крещении является только один из них (в зависимости от пола крещаемого: мужчина для крещаемых мужского пола, и женщина – для женского пола).
«Восприемник же и восприемница (кум и кума) неста в родстве себе; понеже при Крещении святом едино есть лице необходимо и действительно: мужеское для крещаемых мужеска пола, и женское для крещаемых женска пола».

Что касается второго восприемника, то он не создает духовного родства ни с крещаемым, ни с первым восприемником, поэтому брак между восприемниками (крестными родителями) одного крещаемого младенца с богословской точки зрения считается возможным.
Тем не менее, по установившейся в Русской Православной Церкви традиции не принято, чтобы восприемники были супругами.

 

Препятствия к принятию крещения

Церковь с древности тщательно исследовала причины, которые побуждали человека просить о приеме в Церковь. Запрещено было допускать к Крещению тех, кого побуждала к его принятию нужда или выгода, кто не хотел оставить образ жизни или занятий не свойственных христианину, вообще всех тех, кого можно было подозревать в притворном обращении к христианству.
Отказ в допуске к Крещению может быть обусловлен несколькими причинами. Некоторые из них относятся к абсолютным препятствиям (т.е. когда Крещение не может быть совершено ни при каких условиях). Другие препятствия можно отнести к условным, т.е. препятствующим к принятию Крещения лицам определенного духовно-нравственного устроения, и допускающим последующее Крещение этих лиц при изменении их отношения к догматам и правилам Православной Церкви.

 

Абсолютные препятствия к Крещению

1. Неповторяемость Крещения
Правильно совершенное Крещение предполагает оставить в принявшем его неизгладимую печать, и потому никогда не может быть повторено, даже в том случае, если крещеный отрекся от христианства, а потом раскаялся и снова пожелал возвратиться в Церковь:
Невозможно перекрещиваться правильно однажды окрестившемуся, хотя бы он после сего наделал тысячу грехов или даже отвергся самой веры.
Основание этого правила содержится в той догматической истине, что Крещение есть духовное рождение, которое не повторяемо, и что оно совершается во образ крестной смерти и Воскресения Господа Иисуса Христа (Рим. 6:3-11), последовавших лишь однажды.

2. Недопустимо крещение умершего человека.
26-е правило Карфагенского Собора гласит: «Да не подвигнется невежество пресвитеров крестити скончавшихся».
Распространяемое в околоцерковной среде «Правило схимонахини Антонии об убиенных (абортированных) младенцах» является надругательством над Таинством Крещения и проявлением откровенного кощунства и оккультизма.

 

Условные препятствия к Крещению

1. Отсутствие желания посещать огласительные беседы или каким-либо иным образом приобщаться к жизни и учению Церкви
Согласно канонам Церкви оглашенные обязаны не только выражать стремление к постижению веры Церкви, но и давать в этом отчет епископу или пресвитеру (78-е правило Трулльского Собора; 46-е правило Лаодикийского Собора).
Участие в беседах об основах православной веры является признаком сознательного стремления оглашенного приобщиться к духовной жизни и выражением послушания Церкви: Недопустимо совершения Таинства Крещения над взрослыми людьми, которые, не зная основ веры, отказываются готовиться к участию в Таинстве.

2. Убеждения оглашенного несовместимы с основными христианскими догматами
Не допускается к приему в Церковь тот, кто не верует или неправильно верует, в расчете, что вера и искреннее расположение явятся впоследствии. Это – грех против Духа Святого, против Церкви и против того, кого не готов к Крещению.
Согласно 7-му правилу III Вселенского Собора мерой православной веры является Никео-Цареградский Символ веры.
Если и по принятии Крещения христианин будет разделять учения не совместимых с христианством сект и движений (язычество, гностические культы, астрология, теософские и спиритические общества, реформированные восточные религии, оккультизм и т.п.), а тем более способствовать их распространению, то тем самым он отлучит себя от Православной Церкви.

3. Отсутствие желания участвовать в церковной жизни

Крещение являет собой знак уже свершившегося переворота в жизни человека, и одновременно – благодатный залог дальнейшего следования за Христом.

4. Нежелание  оставить  греховные   привычки   или   совершение  поступков,  несовместимых с высоким званием христианина
Крещение очерчивает границу, которая отделяет ветхого человека от нового, рожденного свыше. Покаяние как условие приема в Церковь проявляется не только в осознании своей греховности, но и как реальный отказ от прежней греховной жизни, «чтобы порядок прежней жизни был пресечен» (свт. Василий Великий). Было бы неправильно понимать Крещение как верный способ записаться в ряды воинов Христовых без реального желания выйти на войну с собственным грехом и искушениями.

5. Неверные мотивы
В некоторых случаях Крещение понимается как магический обряд, т.е. как приносящее «пользу» само по себе – без необходимости внутреннего перерождения человека. Иногда человек крестится потому, что так захотели его родственники, ради хорошего самочувствия, чтобы самому стать «крестным родителем» младенца или исключительно ради вступления в церковный брак. Несомненно, что Господь ограждает крещеного человека от различных бед, но это является, скорее, следствием веры и Крещения, нежели его целью. Подобные мотивы показывают не столько твердое намерение стать христианином, сколько поиск способа облегчить свою жизнь.
К неверным мотивам относится и желание креститься, чтобы быть «как все», когда Крещение понимается лишь как знак принадлежности к русскому или иному другому этносу. Стремящийся к Крещению с неверными мотивами человек возьмет на себя обязательства, которые не думает исполнять, но за которые придется отвечать.
Тем более невозможно Крещение человека, желающего креститься из корыстных побуждений.

 

Мы хотим покрестить ребенка, но у нас совершенно нет сейчас времени проходить огласительные беседы. Скажите, можно ли как-то обойтись без них, мы ведь и так платим деньги, и зачем вообще нужны какие-то беседы, ведь раньше такого не было.

Действительно, в наши дни, когда все покупается и продается, хочется просто заплатить деньги, и пусть от меня все отвяжутся -
 я оплатил свой комфорт: бросил ребенка с женой, но зато плачу алименты, раз в году подал милостыню и делаю вид, что нуждающихся вокруг больше нет, заплатил за Крещение, и будьте добры крестить без прохождения ваших бесед — таков наш век.

Для Церкви такой подход противен, потому что Царство Небесное не покупается бумажками, а «силою берется» (Мф. 11:12). Нельзя, к примеру, заплатить деньги, совершить аборт и сделать вид, будто ничего и не было. Такое преступление может искупить только истинное покаяние сердца, только слезное обращение ко Христу, распятому за наши грехи и изменение жизни. То же самое действительно и в отношении Таинства Крещения. Крещение — есть дверь для человека в Церковь. Крестившись, человек становится чадом Божиим, у него появляется уникальная возможность питаться от тех даров, которые приготовил для него Иисус, от Таинств Церкви Христовой. Однако даже при совершении первых шагов ко Крещению у нас уже нет времени на то, чтобы посетить всего-то три беседы, которые можно пройти за неделю, узнать чуть больше о Христе и о жизни Церкви. При таком подходе ясно, что в дальнейшей жизни этого времени у Вас так и не появится, и Вы, и Ваш ребенок останутся номинальными христианами. Так для чего же тогда крестились? Кого обманывать? Не ясно!

Более того, в последовании Таинства Крещения (вернее, в молитвах предваряющих его) есть примечательный момент: крестящийся (или крестные родители, если это младенец) поворачивается лицом на Запад, где заходит Солнце, где символически властвует тьма, царство сатаны, и человек отрекается от него, дует и плюет в его сторону. Это очень серьезно: представляете, если бы Вам плюнули в лицо? И это при том, что диавол является князем века сего (Ин. 12:31; 14:30), его удел — это наша земля, именно поэтому в нашем мире зло творить всегда легче, чем что-то доброе. Итак, Вы бросаете вызов всей тьме, что есть в мире, и надеетесь победить своими силами? У Вас даже нет оружия: «Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие» (Еф. 6:14–17). Поэтому креститься и не ходить в храм, не развивать свои отношения со Христом — это даже опасно для человека, на него могут обрушиться такие беды и трагедии мирские, что страшно подумать. Уж лучше и вовсе отложить Крещение до тех пор, когда Вы точно сможете сказать: «Да, я знаю, что с Крещением я становлюсь частью Церкви Христовой, я буду стараться с каждым днем приближаться к Богу: читать Священное Писание, учиться молитве, соединяться со Христом в Святом Причастии и т. д.».

Вот почему необходимо подойти к этому делу ответственно. К родам готовятся 9 месяцев, Крещение — это тоже роды, только тут духовное рождение христианина. В древности огласительные беседы проходили не один год! До революции 1917 года они также проводились обязательно. Перестали проводить огласительные беседы для всех лишь в тяжелые годы советских гонений по той причине, что не было возможности говорить и проповедовать — крестили как могли, в подполье и по домам. Сейчас мы лишь вернулись к норме предкрещальной подготовки. Всегда люди осознавали, что Крещение — это очень важный шаг и поэтому сначала учились разговаривать с Богом, молиться, узнавали о Церкви Христовой, вливались в приходскую общину, а потом принимались всей Церковью, как достойные высокого звания христианина. Если этого нет, и Вы даже не собираетесь приближаться к подобному пониманию жизни Церкви, то лучше не креститься вовсе — это бессмысленно.