Статьи и интервью настоятеля храма иерея Сергия Иванова


Доклад диакона Сергия Иванова по теме «Евхаристия Слова»

на литургическом съезде Тульской Митрополии 28 мая 2019 года во Всехсвятском Соборе г.Тулы

съезд

Ваше Высокопреосвященство, Ваше Преосвященство, досточтимые отцы и братья!

Слово Христа открывает сущность Бога, позволяет нам стать участниками богослужебного диалога и литургического богообщения.

Мы встречаемся со Христом не только вкушая Его Тело и Кровь, но и в откровении Его спасительного Слова — в чтении Священного Писания. Именно поэтому единственная книга, которая находится на престоле — это не служебник, типикон или минея, но Евангелие, видимым образом представляющее нам воплощенное Слово Божие — Господа нашего Иисуса Христа. Большинство наших молитвенных текстов либо взято из Библии (прежде всего это псалмы), либо вдохновлено ею.     

Новый Завет по своей сути представляет собой литургическую, богослужебную книгу.

Между Литургией Слова и Литургией Евхаристии существует теснейшая связь, неизвестная ни иудаизму, ни языческим религиям. Такое деление на части Литургии не отвечает смыслу Евхаристии и пришло к нам в наше «школьное богословие» с запада, но сейчас подробно останавливаться на этой теме не буду. Подчеркну, что нельзя разделить единое.[1]

Религиозное наставление, если оно и осуществлялось, происходило в других местах. Жертвоприношение в Иерусалимском храме также не подразумевало богослужебных чтений и наставления народа, которые обычно происходили либо в притворе храма, либо в синагоге. Субботнее синагогальное богослужение состояло из чтения Закона, пророков, проповеди и молитв.

С первых веков христианства мы видим теснейшую и неразрывную связь, двухчастное единство Благовестия и Жертвы.

Воссияй в сердцах наших, человеколюбче Владыко, Твоего богоразумия нетленный свет, и мысленныя наши отверзи очи во евангельских Твоих проповеданий разумение: вложи в нас и страх блаженных Твоих заповедей, да плотския похоти вся поправше, духовное жительство пройдем, вся, яже ко благоугождению Твоему, и мудрствующе и деюще…

(Литургия. Молитва прежде Евангелия.)

епископ

В одном из первых дошедших до нас описаний Евхаристии мы читаем: «В так называемый день солнца бывает у нас собрание в одно место всех живущих по городам и селам, и читаются, сколько позволит время, сказания апостолов или писания пророков. Потом, когда чтец перестанет, предстоятель посредством слова делает наставление и увещание подражать тем прекрасным вещам. Затем все мы встаем и воссылаем молитвы. Когда же окончим молитвы… приносятся хлеб, и вино, и вода…». Здесь связь между чтением Писания и проповедью с одной стороны, приношением евхаристических даров с другой – очевидна. О ней же свидетельствует и современный чин Евхаристии, в котором неразрывно связаны между собою литургия оглашенных, посвященная преимущественно Слову Божию, и литургия верных, состоящая в приношении, освящении и раздаянии Св. Даров.

«Между тем, это единогласное свидетельство фактически игнорируется в наших официальных учебниках, в богословских объяснениях и определениях Евхаристии. В жизни и практике Церкви Евхаристия состоит из двух, неразрывно связанных между собою, частей. В богословской же мысли она сведена только к одной – второй – части, то есть к тому, что совершается над хлебом и вином, причем так, как если бы эта вторая часть была самодовлеюща и духо

вно, богословски не связана с первой.»[2]

   «Очевидно, Литургия Слова должна подготовить почву веры, чтобы на ней возрос плод Евхаристии. Принять Тело и Кровь Христа могут лишь те, кто в слышании Его Слова и верности ему подготовился к этому принятию. Другое ее название, «Литургия оглашенных», указывает на то, что весь древнехристианский период подготовки ко крещению, по сути является продолжительной (двух- или трехлетне


В предании Церкви, литургическом, духовном,
именно в неразрывной связи Слова и Таинства исполняется сущность Церквикак воплощения Слова, как исполняющегося во времени и пространстве Боговоплощения.й) Литургией Слова, за которой следовало вхождение в Церковь новых членов через Крещение, Миропомазание и первое Причастие.»[3]

В Таинстве мы причащаемся Тому, Кто приходит и пребывает с нами в Слове, в благовестии о Ком состоит назначение Церкви. Слово полагает Таинство как свое исполнение, ибо в Таинстве Христос – Слово становится нашей жизнью. Слово собирает Церковь для своего воплощения в ней. В отрыве от Слова Таинству грозит быть воспринятым как магия, без Таинства Слову грозит быть сведенным к доктрине. И, наконец, именно Таинством претворяется в толкование Слово, ибо толкование Слова есть всегда свидетельство о том, как Слово становится жизнью. «И Слово стало плотью, и обитало с нами, полное благодати и истины» (Ин. 1:14). Таинство и есть это свидетельство, и потому – в нем источник, начало и основа толкования и уразумения Слова, источник и критерий богословия. Только в этой неразрывной соединенности Слова и Таинства можно по-настоящему понять смысл утверждения, что Церковь одна хранит истинный смысл Писания. Поэтому первая часть Литургии есть необходимое начало евхаристического Священнодействия, то Таинство Слова, которое свое исполнение и завершение найдет в приношении, освящении и раздаянии верным евхаристических даров. игумен ректор

Непременно прочитанное Священное Писание должно актуализироваться, поскольку вечное слово Бога обращается к конкретным людям, находящимся в тех или иных исторических обстоятельствах. Это означает необходимость его истолкования, проповеди. Сегодня она может показаться многим своего рода «вставкой» в ход Литургии, не имеющей к ней никакого прямого отношения, однако в древности ее роль была совершенно иной. Мы видим, что Сам Господь использовал рамки синагогального богослужения для проповеди Царства Божия.

Благодарю за внимание!

[1] В том богословии, которое принято называть «школьным» и которое возникло, после обрыва отеческой традиции, преимущественно из западного понимания как метода, так и самой природы богословия, о связи Собрания, Евхаристии и Церкви вообще не упоминается. Евхаристия определяется и рассматривается как одно из таинств, но не как «таинство собрания», согласно определению его в пятом веке автором «ареопагитик». (протопресвитер Александр Шмеман, Евхаристия. Таинство Царства,
https://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shmeman/evharistija-tainstvo-tsarstva/1_1)

[2] протопресвитер Александр Шмеман, Евхаристия. Таинство Царства, https://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shmeman/evharistija-tainstvo-tsarstva/4

[3] Иерей Владимир Хулап. СЛОВО БОЖИЕ И ЛИТУРГИЯ СЛОВА http://feosobor.ru/2008/


 

Экономика и провидение 

Интервью с Тимуром Рахимовым (22.11.2016 г.)

Тимур Рахимов, 49 лет,  выпускник экономического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова, отделения экономическая кибернетика, кандидат экономических наук, в настоящее время изучает теологию в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете. 

Книга, о которой пойдет речь, что вышла в издательстве Московского университета, получила допуск к распространению Издательского совета РПЦ и еще не известна широкой аудитории. Книга по своему содержанию и мыслям, изложенным в ней, уникальна для сегодняшнего дня. Автор отвечает на насущные для каждого христианина вопросы.  Является ли знание, внушенное нам учебниками экономики, ключом для успеха в бизнесе, способом обретения счастья в жизни? Почему экономические знания просвещенного протестантского, а часто атеистического Запада не работают на просторах православной России? Читателя подкупает простой язык и логично структурированный ход изложения идей автора. 

 Вот как сам автор объясняет замысел книги во введении к своей работе.

«К написанию книги автора подтолкнули обстоятельства, сложившиеся в цепь неожиданных и нежелательных событий. Произошедшее понудило глубже проанализировать причины, связанные с потрясениями. Непрерывно возникающие в голове вопросы требовали ответа. 

Является ли экономика механизмом, состоящим из шестеренок, которые периодически необходимо смазывать, а ее законы поступательно открывает наука, или это живой организм с присутствием чьей-то воли? Подчинена ли экономика усилиям и воле человека — или вместе с ним действует иная Сила, незримая, всеведущая и всеохватывающая, способная управлять обстоятельствами? Если богатство так неустойчиво, то почему люди устремились в погоню за ним, тратя так много времени и сил? Почему человек непрерывно повышает свои запросы, и ему трудно остановиться в накоплении: больше квадратных метров, престижнее автомобиль, солиднее суммы на счетах. 

Человек настойчиво стремится достигнуть некоего ощущения счастья. Каждый истолковывает это слово по-своему, но настолько ли различны конечные цели людей? Может, это части одного целого?

Авторитетная экономическая наука уже несколько столетий предлагает разные рецепты устойчивого роста, однако правители государств так и не научились избегать кризисов в экономике. Но при этом мир не превращается в хаос, а неизменно возвращается к равновесию. За ответами было принято решение обратиться к Библии, трудам учителей православной Церкви и мыслителей».

 

Тимур Виленович, поздравляю Вас с выходом вашей книги. Вы не профессиональный автор, расскажите, как сложилась Ваша судьба, почему Вы решили написать книгу с таким оригинальным названием «Экономика и провидение, или Воспитание душ человеков»?

— Спасибо. 

Первоначальное назначение книги было в попытке найти ответы на вопросы, возникающие в результате наблюдений за событиями собственной жизни. Название книги, в своей основной части «Экономика и провидение», проявилось сразу. Название задавало требуемый уровень осмысления.

— Расскажите, как возникла идея написать книгу?

В беседе за чашкой чая с однокашником. Как ответ на предложение описать трудности производственников в России. Получилось осмыслить картину масштабнее.

— Встречался ли вам уже ранее подобный взгляд на вопросы экономики?

Подобный подход к освещению тем использовался славянофилами в 19 веке: Хомяковым, Данилевским, Аксаковым.

— Как была встречена Ваша книга и идеи, там изложенные в профессиональной среде экономистов?

Православные и воцерковленные принимали благожелательно. Изложенные идеи были раскрыты в русле их мировоззрения. 

Другие экономисты, не возражая, переводили в формат толерантности, прав на свободу слова. Особой критики не звучало, хотя в книге по иному раскрывается теоретическая экономика: возвращение системы к равновесию, механизм формирования цены и полезности продукта, градация уровней в поведении человека, связь народов с полезными ископаемыми недр и, наконец, цель и задачи экономической деятельности. Неудивительно, что стоит прозвучать в полемике слову Творец или Бог, интерес оппонентов сразу пропадает, и они ретируются словами, уже сказанными ранее апостолу Павлу две тысячи лет назад: «об этом мы послушаем тебя в другой раз».

— Какие основные тезисы оппонентов Вашей книги?

Наиболее распространенным возражением является невозможность совмещения теологии и экономики как наук. Эта позиция звучит как со стороны экономистов, так и богословов. 

Для экономистов характерна защита значимости западных школ и ученых-экономистов. Считается, что наука имеет дело с реально наблюдаемым миром, с эволюцией и не допускает использования таких терминов как Бог, Божий промысл и иных религиозных утверждений. Священное Писание и труды святых отцов Церкви для науки не являются источником ни для подтверждения чего либо, ни для опровержения. Указывая на недостаточность знаний о человеке наукой, затруднительно ученым принять, что суть мира сего в похоти плоти, похоти очей и гордости житейской. Настаивая на пользе банков, сложно экономистам признать, что каждый берущий кредит подвергается такому же искушению, как и Адам с Евой, тем более уверовать, что за каждый навязанный неискушенному простаку кредит, банкиру когда-либо придется отвечать. Поэтому пожелания экономистов автору были в исключении смешения богословия с научным, рациональным подходом, им понятным и усвоенным. 

Для богословов характерно самоустранение от диспута с оговоркой недостаточности знаний об экономике. Однако следует заметить, что, не смотря на некоторую предваряющую полемику, уже опубликованная книга была благожелательно принята православными учеными экономистами, участвующими ранее в полемиках. Возможно их мировоззрение изменилось за последние год-полтора.

— Была ли реакция представителей католической или протестантской церквей, например? Как отнеслись члены других конфессий?

О реакции иных конфессий мне пока ничего не известно. Но есть замысел перевода книги на английский язык.

— Возможно ли при православном подходе к цели жизни человека поменять ситуацию в экономике нашей страны, избежать кризисов?

Полезным для ответа будет изучение истории симфонии Византии. Но и Византия пала. Думаю, для человека православного свойственно благодарение Богу за все. В зимних морозах есть своя польза.

— Сможет ли православный подход, а может даже некий вариант теократии, в государственной жизни усилить позиции России в Европе, мире? Как вы относитесь к идее Третьего Рима?

Россия сформировалась как государство, благодаря православию. За отходом от православия, падением нравственности всегда следовало ослабление государственности. Касательно теократии. Позиция изложена в решении Поместного Собора 1917-1918 гг. «Глава Российского Государства, Министр Исповеданий и Министр Народного Просвещения и Товарищи их должны быть православными». Идея Третьего Рима, озвученная иноком Филофеем, ко многому обязывает.

— Скажите, пожалуйста, верующая ли у Вас семья, и в каком возрасте Вы осознали себя православным христианином? Как это произошло.

Все члены семьи — православные, хотя в различной степени воцерковленности. Наверное, я крестился последним в семье, а православным себя осознал в период работы над книгой.

— Над чем Вы сейчас работаете? Какие творческие задачи перед собой ставите?

Ответ: Было предложено факультетом социальных наук Православного Свято-Тихоновского университета поработать над проектом учебного пособия по экономике для духовных академий, семинарий и кафедр теологии обычных ВУЗов. Судя по всему, творческую задачу мне поставили Свыше. Мне же следует ее добросовестно исполнить.

 

Беседовал иерей Сергий Иванов.


 

«Надобно трудиться для каждого человека»

Беседа с отцом Павлом Шведом – духовником Братства Православной Молодежи в Польше. (18.01.2017 г.)

У отца Павла Шведа – священника храма Всех Святых в Белостоке, духовника Братства Православной Молодежи в Польше – огромный опыт работы с молодежью. В беседе с нашим корреспондентом он рассказал о том, какие темы вызывают живой отклик у молодого поколения, как призывать молодых людей к соблюдению целомудрия, о помощи в проповеди житий святых, а также о негативном влиянии на институт семьи материального благосостояния общества.

 

– В Польше большое количество молодежи ходит в церковь. Как вам удалось этого добиться?

– Думаю, что на это влияет много факторов. Одна из главных заслуг в этом принадлежит деятельности Братства Православной Молодежи в Польше, существующего уже 36 лет. На протяжении этих лет Братство оказало влияние на жизни тысяч молодых людей. Эти люди часто уже имеют своих детей и даже внуков, которые теперь работают в Братстве, и, что самое важное, принимают активное участие в литургической жизни нашей Церкви. Таким образом, мы подобрались к следующему важному фактору, каким является осознанное религиозное домашнее воспитание детей родителями.

– Каким способом лучше и правильнее организовать работу с молодежью?

– Думаю, что нет волшебного средства по организации такой работы. Это в очень значительной степени зависит от времени, в которое мы живем, зависит от молодежи. Когда-то, когда я сам был в рядах членов Братства, молодежь сама организовывалась, выдавала на-гора идеи и сама же реализовывала свои инициативы. Все горели желанием встречаться друг с другом, разговаривать, проводить вместе время и т.п. Сегодня, к сожалению, это меняется. У молодежи нет желания встречаться. Очень тяжело мобилизовать юношей и девушек на встречи, подтолкнуть к общению вживую, подвести к тому, чтобы они проявили какую-то инициативу. Часто им не хочется. Предпочитают проводить время у компьютера, в телефоне или на Фейсбуке. Особенно такие проблемы наблюдаются в работе с молодежью на приходе, а также в школе – на занятиях по религии.

Поэтому следует, прежде всего, научиться слушать молодежь, какие у нее потребности, проблемы, что молодые люди хотят делать, стараться найти с молодежью общий язык – быть вместе с ними, показать, что они важны для нас. Тогда мы обретем их доверие. Они будут видеть в нас друга, и через это мы завоюем их уважение.

– Как заинтересовать молодежь, как завоевать ее доверие, не переходя границы фамильярности?

– Молодежь очень любит интересные факты. Следует показать, что Православие интересно. Необходимо не бояться сложных тем и разговоров с молодежью. Кроме обязанностей на приходе, попечительства над Братством Православной Молодежи, я работаю также в двух государственных школах – в гимназии и общеобразовательном лицее. Являюсь учителем и преподаю православный Закон Божий. В Польше Закон Божий преподается в школах как один из обязательных предметов. Это родители решают, будет их ребенок ходить на уроки религии или нет. Часто бывает, что детей заставляют ходить на эти занятия. Поэтому очень тяжело до них достучаться. Они часто настроены отрицательно к этому предмету, так как «религия – это нудятина». Поэтому я стараюсь их спровоцировать, чтобы они сказали, о чем хотят узнать на уроках Закона Божьего, чтобы задавали вопросы, предлагали религиозные темы, говорили о проблемах, которые их беспокоят. Такой подход проходит тест на прочность. У них часто много вопросов. Начинается дискуссия. Говорим на общие темы, их интересующие и связанные с Православием, и стараемся понять друг друга.

Поэтому разговариваем о пирсинге и татуировках – грех ли это? О чудесах в мире. Об одержимых, об игре в карты, о религиях мира, можно ли услышать пение ангелов. Говорим об абортах, эвтаназии, о трансплантации органов, о колдовстве и заговорах и о многих других вещах. Чаще всего это мультимедийные презентации, в которых я представляю точку зрения Церкви на данные проблемы. Думаю, что для них это интересно. А если они почувствуют, что кто-то рядом хочет их понять, то они ответят тем же. Так как любовь порождает любовь и уважение.

– До какой степени можно «закручивать гайки» в общении с молодежью?

– Ничего насильно мы сделать не сможем. Мы должны оставлять некоторые вопросы для Промысла Божьего. Часто мы забываем, что без помощи Божией, без Благодати Святаго Духа ничего не достигнем. Ведь и во времена земной жизни Иисуса были люди, которые в Него не уверовали, хотя слушали Его слова, были свидетелями чудес, которые Он совершал. Вот почему иногда нам остается только уповать на волю Божью и со смирением и любовью отойти, не забывая о молитве. Часто только это мы можем сделать.

– Как в XXI веке рассказывать о Христе?

– Вспоминаются слова преподобного Серафима Саровского: «Радость моя, молю тебя, стяжи дух мирен, и тогда тысяча душ спасется около тебя».

О диво, эти слова не говорят об эгоизме. Не говорится здесь, что нужно где-то закрыться, отречься от мира и молиться для себя самого, для собственного спасения. Преподобный Серафим имел в виду, что мы сами должны начать жить по-христиански, как учил Христос. Поэтому я считаю, что самого рассказа о Христе никогда не хватало, его недостаточно. Христос же говорил, что «благословен тот, кто слушает Слово Божие и исполняет его», а не тот, кто только слушает. Поэтому, когда хотим учить о Христе, сначала мы – духовенство, верующие люди – должны быть для других примером, оказывать им любовь и проявлять понимание. Тогда только мы сможем другим указывать на примеры библейских притч из жизни Христа, из жития святых или из жизни сегодняшней. Тогда будем вызывать доверие, и другие заинтересуются и поймут, что Бог всегда терпеливо ждет человека, что настоящая любовь и жизнь только в Боге и с Богом.

– Как объяснять необходимость соблюдения заповедей, когда весь мир призывает к обратному? Как объяснять необходимость воздержания и особенно целомудрия?

– Сегодня каждый молодой человек, можно сказать, подходит к своей жизни с «экономической точки зрения», то есть: «Что я буду с этого иметь?» Мы должны постараться доказать ему, дать весомое обоснование того, что жизнь по заповедям приносит выгоду и не является какой-то устаревшей правовой нормой. Заповеди актуальны сегодня, и нужно стремится через них быть полноценным человеком, потому что благодаря им возможно достигнуть большего, за это тебя будут ценить также и другие.

Далее, мы должны показать, что целомудрие является самым ценным даром, который мы имеем – даром, который можем пожертвовать Богу или другому человеку – супругу. Покажем, что каждая нечистота, грех влияет на то, какие мы люди, на наши отношения с Богом и с другими людьми. Тогда молодой человек начинает думать, анализировать, и он уже на правильном пути.

Для подтверждения наших слов можем указать на конкретные примеры из житий святых. Отсюда мы должны прежде всего черпать материал для наших уроков. Ведь они были такими же людьми, как мы: жили на земле, имели такие же проблемы в жизни, обрели Бога, жили согласно Его заповедям и получили спасение. Они в особенности должны быть нашей путеводной звездой в жизни. Ведь так много прекрасных житий святых, давайте читать их, ибо часто найдем там подсказки, как нам жить.

 

– Каков должен быть подход к юношам и девушкам?

– Не очень понимаю вопрос. Мы не можем трактовать всех людей одинаково. Каждый человек отличен от другого, особенно молодой человек. Каждому нужно что-то свое, чтобы найти путь к Богу. Поэтому у нас так много святых, происходящих из разных слоев общества, разного возраста, а также по-разному достигших спасения.   

Вспоминается мне такая история, которую я слышал достаточно давно, когда сам еще был человеком светским и только начинал свой путь в Братстве. Эту историю рассказал мне один батюшка, который приехал из Америки. Было это на одной из встреч с молодёжью. История эта произошла на самом деле. У батюшки было два сына, и старался он всю жизнь относиться к ним одинаково, то есть никого не выделять, одинаково учить любви к Богу, одинаково заботиться о них. Однако когда они выросли, один из сыновей пошел по стопам отца – полюбил Бога и стал батюшкой. Второй в то же время стал атеистом. И возникает вопрос: почему? Кто совершил ошибку? Почему так происходит? Именно потому, что отношение к ним было одинаковое. Каждый человек разный. Каждый имеет свой нрав и характер, свою дорогу к Богу. А Бог имеет попечение о каждом человеке. Ведь мы знаем притчу о добром пастыре. Помним также, что Иисус переплыл целое озеро и прибыл в страну Гадаринскую, чтобы излечить одного одержимого человека. Также и мы должны поступать. Надобно трудиться для каждого человека.

– Насколько в Польше сохранен институт семьи?

– Я считаю, что в Польше семейные связи очень сильны и важны. Семья – очень важный аспект общества. В Польше в значительном большинстве сохраняется традиционный характер семьи. Можно сказать, что среди верующих и воцерковленных, то есть людей, для которых религиозное и моральное воспитание очень важно, традиционная форма семьи сохранена, и люди эти особенно заботятся о своих семейных связях. Это определенно является следствием религиозности и набожности большей части общества.

Если говорить про современное поколение, то наблюдается небольшой кризис семьи. Большинство молодых затягивают до 30–35-летнего возраста с созданием собственной формальной и сакраментальной семьи, предпочитая партнерские связи. Ранее такая модель семейной жизни была неизвестна в нашем обществе. Для старшего поколения, то есть моих родителей и дедов, была даже чуждой. Превалировала прежде всего традиционная семья. По моему мнению, это связано с возросшим материальным уровнем жизни, притоком с Запада других жизненных моделей, ориентацией на иные ценности жизни – потребительство и личный комфорт.

Важно еще и то, что польское государство старается защитить традиционную модель семьи, не поддаваясь влиянию Западной Европы. В польской Конституции 18 статья определяет следующее: «Брачный союз мужчины и женщины, семья, материнство и родительство находятся под охраной и опекой Республики Польша».

– Связано ли это с тем, что в ней сохранилось сельское хозяйство и традиционный уклад жизни?

– Думаю, что это связано с тем, что «поступь Запада» до Польши доходит с опозданием и, к счастью, натыкается на преграду, которой является религиозность польского народа. Она идентифицируется со стереотипом «поляк-католик». Об этом говорят опросы, проводившиеся среди общественности страны, согласно которым 95% поляков верит в Бога, а 85% декларируют, что религия играет определяющую роль в их жизни. Более того, можно сказать, что самым важным аспектом в сохранении традиционной модели семьи и воспитании детей является привязанность к вере и религиозным традициям польского народа.

С отцом Павлом Шведом беседовал иерей Сергий Иванов, 18 января 2017 г.


 

«Христос, царствуй над нами!»

19.12.2016 г.

Грядущий 2017 год будет богатым на разного рода юбилеи печального характера для истории христианства: 500 лет начала Реформации, 300 лет появления масонства, 100 лет большевистского мятежа в России.
 

На интернет-портале «Свободная Польша» в феврале 2016 года был опубликован призыв к активным действиям против попыток ликвидации христианства со стороны всемирного масонства, которое будет пытаться «освятить» таким образом свой юбилей. «Что делать? К Господу Богу должны мы направить свои молитвы, чтобы Отец наш Небесный порушил планы масонства, чтобы вера наша укрепилась и как можно больше людей выбрали путь спасения». Одним из способов укрепления веры призвана стать Интронизация Христа Королем Польши.

«Этот важный для всей Польши день, когда мы выражаем готовность сделать глубже религиозную жизнь нации, настал 19 ноября 2016 года», — как сказал кардинал Станислав Дзивиш (архиепископ, митрополит Краковский).

Около 100 тысяч человек собралось в субботу 19 ноября 2016 года в базилике в Лагевниках и на окружающих лугах около Кракова. Самым важным акцентом в подведении итогов заканчивающегося в католической церкви Года Милосердия было зачитывание и повторение верующими Акта Принятия Христа Королем и Господом. Оглашение Акта Принятия Иисуса Христа Королем и Господом совпало с празднованием 1050-летия крещения Польши и Юбилейного Года Милосердия. Напомним, что Юбилейный Год Милосердия начался в католической церкви 8 декабря 2015 года, в праздник Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, и продолжался до торжества Христа Царя 20 ноября 2016 года.

Исторические истоки идеи Интронизации Иисуса Христа на Короля Польши берут начало из далекого XVII века — времени восстания Богдана Хмельницкого, войны с Россией и «шведского потопа», захлестнувшего польские земли. Перед лицом смертельной опасности для нации, терзаемой с разных сторон, король Ян II Казимир принял присягу на верность престола и нации Пресвятой Богородице во львовском соборе, и объявил Пресвятую Деву Королевой всех поляков.

Текст обетов написал иезуит Анджей Боболя, впоследствии убитый казаками Хмельницкого и причисленный к лику святых в католической церкви. Уже в наше время, согласно принятым католической церковью откровениям, данным Господом Иисусом Христом рабе Божьей Розалии Целакувне в 30-е годы прошлого века, надеждой на спасение церкви и государства является Интронизация Христа на Короля. 

«Поляки, избранный Промыслом Божьим народ, для проведения первыми Интронизации, а по примеру Польши должны последовать другие народы мира», — говорила Розалия Целакувна (1901-1944).

Изначально польский епископат был против идеи интронизации, так как возникало теологическое противоречие с правовым смыслом Акта Интронизации. Согласно Евангелию, Иисус отвечал Пилату на суде: «Царство Мое не от мiра сего;» (Иоан.18:36). В противоречие Святому Писанию Иисус Христос становился правителем двух Царств – Царства Небесного и царства «мiра сего». По этой причине идея возведения Иисуса Христа на трон Короля Польши была в 2008 году епископатом отвергнута, как ошибочная и не имеющая смысла. В 2012 году статус идеи, как ошибочной был подтвержден, но затем неожиданно было принято положительное решение, и объявлено, что все же есть смысл в такого рода акции национального масштаба. Такое определение появилось, благодаря активным усилиям со стороны консервативной партии PiS («Закон и Справедливость» Ярослава Качиньского). Выход из ситуации, когда теология вступает в противоречие с конституционным правосудием, был найден оригинальный. Иисус Христос не возводится на трон Польши на принципах измененной на монаршую республиканской конституции, а принимается сердцами поляков в качестве единственного национального правителя, опирающегося на принципы милосердия. Каждый поляк, по замыслу организаторов Акта Интронизации, верующий или не верующий, присоединяется к словам присяги, заключенным в Акте. Руководитель группы Движения за Интронизацию епископ Анджей Чая поясняет: «Вся концепция Юбилейного Акта содержится уже в первом абзаце документа:

«Мы стоим перед Тобой, чтобы признать Твое царствование, повиноваться Твоим законам, и доверить и посвятить Тебе нашу Родину и нацию! Желая поклоняться величию Твоей власти и славы, с великой верой и любовью, вопием: Христос, царствуй над нами!»

«Мы не делаем Иисуса Христа королем. Воскресение и вознесение – вот Его интронизация. Мы жаждем, прежде всего, признаться в своих сердцах, что Он есть царь и Господь, веруем, что такое признание устрояет нас изнутри, и также помогает нам упорядочить различные сферы нашей внешней жизни», — говорил епископ Роман Пиндель.

В Польше были бурные споры об Интронизации. Например, активисты Интронизации во главе с заштатным (отстраненным от служения) ксендзом Натанком, считали, что в документе должно было буквально значиться: «Интронизация Христа на короля Польши». Но, Слава Богу, католическая церковь Польши сделала выбор в пользу того, что только второе пришествие Господа установит в полноте Царство Божие, как Царство истины и жизни, святости и благодати, правосудия, любви и мира.

Уже с ранних утренних часов 19 ноября 2016 года к Святыне (Санктуариум) Божьего Милосердия съезжались верующие из разных, часто отдаленных епархий страны. Все дороги, ведущие в Лагевники (пригород Кракова) превратились в один огромный паркинг. Такого скопления людей здесь не было давно. Внутрь самого здания Санктуариума можно было попасть только по специальному приглашению. В первых рядах присутствовал президент Польши Анджей Дуда с мамой Яниной Милевской-Дуда, представители правительства и местной администрации. Участвующие в торжествах иерархи католической церкви подчеркивали, что это не коронование Иисуса Христа на трон короля Польши, только «акт, который должен укрепить веру поляков». Слова Акта Принятия Христа (такова окончательная формулировка документа), как Короля и Господа повторяли все верующие в костелах по всей стране.

Есть важнейшее отличие события 19 ноября 2016 года от события 1 апреля 1656 года. Ян II Казимир во время мессы в львовском соборе в присутствии епископов, сенаторов и папского легата принёс обеты перед образом львовской Богоматери и торжественно провозгласил Деву Марию Королевой Польской Короны. Король поклялся во всех сферах своей деятельности по управлению страной руководствоваться заповедями Сына Божьего Иисуса Христа и отдать Польшу под опеку Пресвятой Богородицы. Вслед за королем присягнули все сенаторы и польская шляхта. Сегодня польская власть такой присяги не давала. Власть просто сидела, как водится у католиков, во время праздничной мессы и хором со всеми присутствующими повторила текст Акта.

«Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне» (Матф.6:24). 

Идея интронизации во многом спорна. Об этом говорили и многие участники процесса подготовки окончательного документа. Ведь, если оглашать Иисуса Христа Королем всея Польши, то необходимо вписать его в число королей земли польской, а Его «царство не от мира сего». Поэтому основной смысл данного торжества и самого Акта Принятия Христа, как Короля и Господа заключался в принятии в сердце каждого поляка Его господства над собой, над семьями, над народом, стремление доверить и подчинить Ему свою жизнь. Написание такого Акта – это только начало тяжелой работы каждого над собой, над своими грехами, по строительству истинно христианского жития. 

В Святыни Божьего Милосердия под Краковом раздавался призыв к другим народам присоединиться к присяге польского народа, дабы укрепить, а в наше время уже актуально, и сохранить веру во Иисуса Христа истинного Бога и Спасителя.

по материалам аналитического центра Катехон


 

Иное христианство

22.11.2016 г.

В Европе проходит празднование 500-летия Реформации. Протестантские церкви активно начали рекламные и PR-акции в печати и интернет-сети, в которых подчеркивается, по их мнению, значение учения Мартина Лютера для прогресса современного человечества.

Вот, что встречается, например, на страницах европейской прессы (Newsweek Polska): «Если бы не произошла Реформация, благодаря которой верные получили в руки Библию, то следовало бы ее выдумать. Чем благодарно христианство протестантизму?»

Согласно историческим фактам, 31 октября 1517 года священник Мартин Лютер прибивает на дверь церкви в замке Виттенберг свои знаменитые 95 тезисов. Критики тут же назвали его еретиком и заговорщиком. Лютер в своем протесте против традиций западной церкви и торговли индульгенциями был подобен человеку, который балуется спичками в стогу сена. И действительно: своей критикой он зажег искру, от которой мгновенно вспыхнула вся Европа. И пламя возгорелось не только в переносном смысле.

Европу не один десяток лет сотрясали кровавые религиозные войны между протестантами и католиками.

31 октября текущего года в Европе начали отмечать юбилей 500-летия Реформации. О значимости данного мероприятия свидетельствует тот факт, что в торжествах в лютеранской Швеции принял участие папа римский Франциск.

Попытаемся разобраться подробнее с несколькими тезисами о значимости дела Лютера для современности, которыми сегодня пестрит европейская пресса с подачи протестантских проповедников. Для начала следует пояснить, что основной штаб-квартирой протестантизма сегодня, вот уже не одну сотню лет, является не Европа, а США.

Протестантизм есть определяющая мировоззренческая надстройка современного Запада под руководством стремящихся к гегемонии США.

Актуальность вопроса подтверждается главной темой ХХ Всемирного Русского Народного Собора «Россия и Запад», на котором с программной речью выступил 1 ноября 2016 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Святейший Патриарх говорил о необходимости «попытаться посмотреть на проблему отношений между Россией и Западом с мировоззренческой точки зрения, с исторической точки зрения и с точки зрения духовной».

Итак, тезис первый:

  1. Реформация – ответ на кризис Церкви. Открытие Священного Писания.

В рассуждениях Ярослава Маковского на страницах Newsweek Polska – историка и философа, директора Гражданского Института в Польше – мы читаем, что «на пороге XVI века западное христианство переживало кризис». «Освоившие греческий язык и латынь такие гуманисты, как Эразм Роттердамский, начали читать Священное Писание на языке оригинала и противопоставлять учение Иисуса из Назарета церковным ритуалам и традициям». Философ Маковский пишет, что епископы и некоторые правители безуспешно пытались реформировать церковь, поэтому произошел возврат к истокам, к Писанию.

У многих протестантов взгляд на церковную историю такой: были времена апостольские, и тогда была Церковь апостольская. А затем, якобы уже со II века, появились искажения в учении Церкви. Многие прямо говорят, что Церковь утратила апостольское вероучение из-за того, что привнесла всякие ложные практики и идеи в его чистоту. Могут даже сказать, что «истинная Церковь была уничтожена язычеством». И вот, начиная с XVI века, со времени Реформации, именно они, протестанты, это чистое апостольское учение будто бы вернули.

Посмотрим, соответствует ли Библии эта протестантская идея про исчезнувшую Церковь. Господь Иисус Христос сказал: Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф. 16:18). То есть Господь обещает, что у сил зла не будет победы над Церковью, в том числе и через искажение вероучения. Она всегда останется той же славною Церковью, не имеющею пятна или порока, или чего-либо подобного, но… святой и непорочной (Еф. 5:27), домом Божиим… столпом и утверждением истины (1 Тим. 3:15), какой ее изображают апостолы в Писании. «И, конечно, если мы поверим протестантам, что созданная Христом Церковь осквернилась языческими практиками, потеряла истину и уклонилась в заблуждения, то в таком случае мы объявляем, что врата ада Церковь одолели. И через это мы объявляем Господа Иисуса Христа лжецом, показывая, что Он обещал, но не сдержал Своего обещания», — пишет диакон Георгий Максимов на страницах портала pravoslavie.ru.

Митрополит Московский Платон писал об опасности самочинного мудрования: «Правило от единого Бога. Ибо никто из смертных не может знать, что есть истинное добро и что есть настоящее зло, если сам Бог того не откроет. Он один есть Истина, и Он один знает истину. Человеческие рассуждения слабы, мудрований много, но основательности мало. И чем более люди мудрствуют, тем более себя запутывают и расстраивают».

К сожалению, взор отколовшейся в 1054 г. западной церкви был в XVI веке уже навсегда отвращен от православной церкви, которой не надо было учить язык Писания. Греческий изначально был языком Нового Завета и текстов семидесяти толковников Писания Ветхого Завета, сделавших первый перевод Ветхого Завета на древнегреческий язык, еще в 3-2 вв. до н.э. в Александрии. Видимо, члены западной церкви постирали из своей памяти утверждения догматов первых, истинно Всемирных церковных соборов. Не знают они православного святоотеческого наследия, отцы Православия давно предупреждали: «Необходимо (…) каждому христианину отличать то, что доступно его пониманию, от того, что предоставлено лишь его созерцанию. Ум, ограниченный не может понимать действия ума неограниченного, ума Божия; тщетное усиление к пониманию и объяснению того, что превыше понимания, ведет единственно к заблуждению, к богохульству, к ересям».

Тезис второй:

  1. Послание Лютера и протестантизма демократично и дает свободу.

Утверждается протестантами, что не люди должны служить церкви — но Церковь людям. В 62 тезисе Мартина Лютера указано: «Истинное сокровище Церкви — это пресвятое Евангелие (Благовестие) о славе и благодати Бога». В учении протестантизма каждый верующий имеет право толковать и излагать Слово Божье в меру своего разумения. Благодаря такой свободе каждый доморощенный богослов, прочитавший Святое Евангелие, мог объявить себя пророком и великим толкователем слова Христа и святых апостолов. Отсюда огромное количество протестантских церквей, иначе говоря, сект, с проповедниками-толкователями во главе с беспредельной гордыней вместо сердца.

Классическая теология протестантизма выражена в документе пяти тезисов Реформации Quinque sola («Пять “только”»).

  1. Библия является единственным боговдохновенным и аутентичным словом Господа, единственным источником христианских доктрин, ясным и само интерпретируемым.

  2. Прощение можно получить только верой безотносительно к добрым делам и поступкам.

  3. Спасение приходит только как Божья благодать, как незаслуженная милость и незаслуженный дар от Бога ради Иисуса, но не как что-то заслуженное грешником.

  4. Христос является единственным посредником между Богом и человеком, спасение возможно только через веру в Него.

  5. Человек должен почитать только Бога и поклоняться только Ему, так как спасение даруется только и единственно через Его волю и действия, — не только дар Искупления Иисуса на кресте, но также дар веры в это Искупление, созданной в сердцах верующих Святым Духом.

«Правовой подход в протестантизме выражен более ярко, чем в католицизме. Жертва Христа сняла с человека не только первородный грех, но и все другие грехи, как предшествовавшие, так и будущие».

Христос все делает за человека, достаточно только человеку поверить во Христа как в Спасителя. Не потому, что человек невинен, а потому, что Бог выносит Свое оправдание человеку. Верующему человеку грех не вменяется в грех, можно оставаться в грехе и быть спасенным, потому как оправдан верою. Даже вера во Христа не есть заслуга человека. Лютеране видят веру как нечто пассивно принимаемое человеком, потому как и вера есть «дар Божий». От самого человека ничего уже не зависит. Спасение верующему человеку предопределено.

Ярослав Маковский указывает даже на такую область свободы в понимании протестантов, как сексуальность и сексуальная жизнь, тело женщины и мужчины: «Вчитываясь в Священное Писание, очень быстро обнаружим, что эти явления маргинального характера, о сексуальности человека здесь говорится мало».

Мы сегодня знаем, что это привело к извращению Евангелия — заключению однополых браков в стенах протестантских церквей, появление женщин-епископов.

Тезис третий:

  1. Богатство не только морально, но и предписано.

Первое место в процессе спасения, по мнению протестантизма, занимает успех человека вовне. «Профессия и место, которое занимает человек, являются данными свыше, установлены Богом. Деятельный труд превратился в религиозный долг. Полезность профессии и, следовательно, угодность ее Богу определяются по ее нравственности, важности для общества и… доходности. Человек должен следить за доверенным ему Богом имуществом, получать с него доход. Чем больше имущество, тем выше ответственность сохранить его и продолжать увеличивать во славу Божию».

Новое протестантское осмысление христианства, новое мировоззрение направило человеческую деятельность после Реформации на активное освоение земных ресурсов и развитие наук. Дух Реформации прочно обосновался на новых открытых Колумбом заокеанских землях. «Накопление стало считаться полезным — предпринимателя приравняли к священнослужителю».

Зададимся вопросом, а может, есть в мире

  1. Протестантская угроза?

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, выступая на XХ Всемирном русском народном соборе сказал: «Наши внешние межцерковные, межхристианские связи сегодня практически не включают реальный диалог с западным протестантизмом. Это свидетельствуем о том, что появились новые разделительные линии, и не только межконфессионального, но и явно цивилизационного характера».

Образцом протестантского государства сегодня являются скандинавские страны и США с благополучной и богатой экономикой, жестко регулирующие семейную жизнь методами ювенальной юстиции и размахивая флагом толерантности по отношению к ЛГБТ и им подобным сторонникам антихриста. «Дехристианизация Европы и Америки ставит под сомнение общую ценностную основу, имевшую место на протяжении большей части XX века», — говорит Святейший Патриарх Кирилл.

Свободное толкование Священного Писания последователей Лютера перевернуло с ног на голову суть христианского учения о спасении души человека ради жизни вечной. Все внимание развернулось к внешней стороне жизни человека, к его стремлению к материальному благополучию.

Лютер боролся, как он считал, против коммерциализации церкви, отвергая торговлю индульгенциями. В результате его последователи в сотнях сект по всему миру превратились в успешных бизнесменов и бизнеследи, где во главе угла царство «золотого тельца», а не Царство Небесное, не тот камень в основании, на котором Христос основал свою Церковь. Святой Феофан Затворник так писал: «Основанная апостолами Церковь пребывает на земле – это Православная Церковь и здесь Христос. А та, устроенная вчера община, не может быть апостольской, и в ней нет Христа. Если услышишь, что кто-нибудь утверждает: во мне говорит Христос, а между тем он чуждается Церкви, не хочет знать ее пастырей и не освящается Таинствами, — не верь ему: в нем не Христос, а другой дух, присваивающий себе имя Христа, чтобы отвлекать от Христа Господа и от Его Святой Церкви». 

материал центра Катехон. http://katehon.com/ru/article/inoe-hristianstvo


 

Польша за полный запрет абортов

04.10.2016 г.

Гражданский проект Комитета Законодательных Инициатив «Стоп Абортам» вводит полный запрет абортов и уголовную ответственность для того, кто способствует смерти зачатого ребенка, в том числе и для женщины, сделавшей аборт.

Аборт есть убийство

В «Настольной книге православного священника», в разделе «Перед исповедью», четко указывается, что аборт — это убийство и по его совершению обязателен запрет Причащения как минимум на 20 лет. Уже только с этой точки зрения становится ясно, что Церковь относится к аборту так же сурово, как и к убийству.

Митрополит Антоний Сурожский (Блум) вспоминает, что его очень тронула услышанная им однажды светская беседа, где человек не духовного сана обращался к женщине, которая хотела совершить аборт. Ей был задан вопрос: «А как вы думаете, жизнь, которая в вас развивается, когда становится жизнью человека? До какого момента времени вы избавляетесь от нечеловека?» Она ответила: «Думаю, что может быть, по истечении нескольких недель зародыш принимает образ человека, но не раньше». Собеседник на это: «А как вы думаете, зачатие Иисуса Христа совершилось в момент Благовещения или по истечению 24 недель?» «Очень меня это поразило. Потому, что Христос, Сын Божий, воплотился в тот же самый момент, а не позже какого-то срока», — вспоминает владыка Антоний.

Церковь в действительности не формулирует свою точку зрения аналогичным способом, но рассматривает проблему абортов в тех же категориях: в моменте, когда две клетки, мужская и женская соединились и началось развитие нового существа, это существо уже является человеком. Поэтому утверждение, что избавление от зародыша до определенного момента допустимо, а позднее уже нет, с медицинской точки зрения возможно, но с моральной нет.

На сегодняшний день вопрос планирования семьи, пожалуй, один из самых острых вопросов во всем мире. В слаборазвитых странах рождаемость очень высока, но также высока материнская и детская смертность вследствие низкой материальной обеспеченности семей. В богатых странах при высокой материальной обеспеченности наблюдается низкая рождаемость. Вместе с тем проблема регуляции деторождения общая для всех, и ее решение заключается в преодолении эгоизма человеческого.

Нет ничего, по мнению большинства, живущих на Земле, ценнее собственной жизни. Основная масса жителей планеты занимается поиском способов удлинить различными способами свое существование у кого под солнцем, а у кого под яркими светодиодами софитов улиц мегаполисов. Общество создало и содержит много приютов для собак и кошек, есть отели для домашних питомцев. Все сконцентрировано, все силы направлены на «себя любимого». Женщины строят «успешные карьеры», все откладывая на более позднее время то, в чем смысл их существования: «Посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть» (Мф. 19:3), и «… благослови их Бог, глаголя: раститеся и множитеся, и наполните землю, и господствуйте ею…» (Быт. 1:28). Все выше и больше по размерам идольская статуя человека с «большой» буквы. И вот уже во главе угла мироздания не Христос, а Человек. А такое здание по Апостолу Павлу будет проверено огнем и не сможет устоять от испепеляющих языков пламени Суда Божия (1Кор.3).

Все разговоры, заявления, акции, демонстрации и т.д., и т.п. не имеют на самом деле большого смысла, если внутри, то есть сердцем, человек живет без Бога. Что смысл объяснять суть Божьего промысла современному человеку, если он считает аборт некоей технической «штукой», помогающей ему комфортно существовать: все по плану, по тонкому «человеческому» расчету.

Без веры в Творца всего и вся, убежденности только в одном, что только Богу подвластно даровать или забирать жизнь, исправление людских голов невозможно. Чужая жизнь, или «не моя жизнь» современника никак не трогает и не заставляет переживать. Только «я» принимаю решение и никого и ни о чем не спрашиваю. Поэтому все общественные мероприятия «за» или «против» абортов не имеют никакого эффекта. Другое дело, если государственная законодательная машина, однозначно безо всяких «ибо» и «если» запрещает аборты и точка. В таком случае лазейки для индивидуальных «хотелок» не остается, а все, по древней, данной Богом заповеди: «Не убий».

Примером решительности борьбы с абортами на государственном уровне в наши дни для всех стран может послужить Польша.

С абортами в Польше — практически 90% католической стране, где вся жизнь поляка рассматривается через призму церковных правил, — всегда было строго. В постсоветские времена полячки, решившиеся на преступление против жизни, дарованной Богом, ездили в соседние украинские области СССР и в ГДР.

Сегодня согласно действующему законодательству аборты в Польше запрещены за исключением следующих трех случаев:

  1. Если жизнь или здоровье женщины находятся под угрозой ввиду продолжения беременности;

  2. Если беременность стала результатом преступного акта;

  3. Если плод имеет серьёзные пороки развития.

В наши дни при русофобности национал-консервативной правящей партии «Закон и справедливость» (PiS) Ярослава Качиньского, действия правительства и сейма (парламент), направленные на ужесточение антиабортного законодательства, могут со стороны православной России вызывать только одобрение. И следует нам присмотреться к примеру поляков, выступающих за полный запрет абортов и введение уголовной ответственности за него.

Последние недели в сейме Польши идет рассмотрение двух проектов закона об абортах:

1.       Проект №1. Разрешается аборт в срок до 12 недель. Проект комитета «Спасем Женщин».

2.       Проект №2. Полный запрет абортов. Проект Комитета Законодательных Инициатив «Стоп Абортам».

Гражданский проект Комитета Законодательных Инициатив «Стоп Абортам» вводит полный запрет абортов и уголовную ответственность для того, кто способствует смерти зачатого ребенка, в том числе и для женщины, сделавшей аборт. Епископат Польского Костела католической церкви поддержал инициативу, единственно, выступив против уголовного преследования женщин, сообщив в своем коммюнике на Конференции Епископата Польши еще в апреле 2016 года.

Сейчас по результатам голосования в Сейме побеждают сторонники полного запрета абортов. По мнению Комитета, самым главным является то, чтобы ребенок находился под опекой уже с момента своего зачатия. Введение закона по проекту Комитета сделало бы Польшу единственной страной в ЕС с полным и абсолютным запретом абортов и одной из малого числа во всем мире.

Проект №2 (Комитета «Стоп Абортам») 23 сентября прошел предварительные чтения и принят депутатами Сейма для дальнейшего рассмотрения.

Приготовленный в свою очередь комитетом «Спасем Женщин» (проект №1), озаглавленный «Права женщин и планирование семьи» предлагает либерализацию действующего законодательства – предусматривается право женщины прервать беременность в срок до окончания 12 недель. На более поздних сроках аборт допускался бы в случаях согласно действующему законодательству – то есть, когда беременность становится угрозой для здоровья или жизни беременной женщины, существует вероятность серьезного (тяжелого) и необратимого повреждения плода или неизлечимой болезни, угрожающей его жизни или когда беременность является результатом преступного деяния.

Эти правила вошли бы в жизнь, однако с определенными изменениями – в случае, когда беременность есть результат преступного деяния – аборт допускался бы до 18-й недели беременности. В случаях необратимого повреждения плода или неизлечимой болезни прерывание беременности допускалось бы до 24 недели; в случае, если обнаружено заболевание, делающее невозможным для плода самостоятельное существование и отсутствует возможность его излечения, прерывание беременности допускалось бы без ограничений. 

Проигравшая сторона не оставляет в покое мысль еще победить в борьбе с Божиим промыслом на территории верующей Польши. Либеральная масса больших городов, кивая в сторону Брюсселя, пытается заманить в свои ряды молодежь, привлекает на свою сторону слабых на моральные скрепы молодых звезд кино и эстрады.

Инициативная группа «Спасем Женщин», проект закона которой отклонило правительство и который должен был либерализовать действующий законопроект против абортов и разрешать аборт по истечении 12-недельного срока беременности, без обязательства уведомления причины созвала манифестацию, которая прошла около Сейма 1 октября 2016 г.

3 октября участницы протеста вышли с транспарантами: «Женщина не инкубатор», «Мое тело, мое дело», «Образование и контрацепция вместо запретов» — то есть можно все.

Сторонники абортов в Варшаве

После развала Варшавского блока и вступления Польши в НАТО и ЕС, зараза «псевдотолерантности» либералов Западной Европы стала охватывать и польское общество. Это стало возможно с присоединением Республики Польша к конституционному законодательству единой Европы. Особенно в кругах молодых представителей шоу-бизнеса и артистической элиты стало модно кивать одобрительно в сторону гомосексуалистских сообществ, отмены института брака и семьи. Хочется выразить молитвенную поддержку польским братьям, которые решительно встали на путь борьбы со смертным грехом абортов. Надеюсь, что дух, присущий в основной массе верующему христианскому славянскому народу братской Польши поможет одолеть «наезды» евролибералов с их антихристианской политикой.

3 октября 2016 г. маршал польского Сената от партии PiS Станислав Карчевски в интервью для телекомпании Polsat сообщил, что PiS находится в заключительной стадии разработки собственного проекта закона против абортов. Как сообщает программа Polsat News, закон будет более либеральным в отличие от гражданского проекта группы «Стоп абортам»: будет допускаться аборт в случаях изнасилования, а также в случаях угрозы жизни матери.


 

Воскресенье: торговать или молиться?

26.09.2016

 

Где сегодня скопление жителей мегаполисов по воскресным дням? Конечно на шоппинге в торговых молах с их вереницами торговых галерей, фаст-фудом, катками и кинотеатрами с попкорном. У нас у многих развили эту привычку лишенные торгового изобилия, но полные ограничений годы советской власти. Кто помнит, магазины промтоварные по воскресеньям не работали, продовольственные были узко специализированными, а не супермаркетами, где продается все от нитки до самолета, как сейчас. И работали продмаги до 18-19 чч, а в воскресенье только дежурные.

Советская власть в первые свои годы всячески пыталась стереть из народной памяти и календаря день Господень – Воскресение. В 20-е годы XX века вводились трудовые недели с одним индивидуальным плавающим выходным днем, приходившемся на разные дни недели – главное, чтобы Воскресение перестало быть всеобщим выходным днем. Наоборот, до революции категорически запрещалось работать и совершать торговые операции, а священники строго по поручению городовых следили за соблюдением этого закона. «Послабления» были только для евреев.

Историческая справка. В христианских странах воскресный день считается праздником — днём, когда верующие обычно посещают церковь. Во многих христианских конфессиях в этот день христианам нельзя работать или же работа считается нежелательной. Уже во II веке «κυριακὴ ἡμέρα» (день Господень) является обычным наименованием воскресенья. 7 марта 321 года Константин I, первый христианский император Рима по религиозным причинам издал декрет о признании воскресенья днём отдыха в Римской империи. В 337 году принят закон об обязательном участии солдат-христиан в воскресной литургии. Эдикт 386 года запретил в воскресенье судопроизводство и торговлю.

Христианский взгляд на воскресный отдых закрепился в слове для обозначения воскресенья в чешском, польском, словенском, хорватском, сербском, украинском и белорусском («neděle», «niedziela», «nedelja», «недеља», «неділя» и «нядзеля» соответственно) означает день покоя, «ничегонеделанья».

Вот и в Польше по новому кругу разгораются горячие споры вокруг обсуждаемого в стране, готовящегося закона о запрете торговли в воскресные и праздничные дни. Сейчас темой дискуссии стали неточности в предлагаемой к обсуждению редакции закона, которые затрагивают популярную интернет торговлю. Согласно проекту закона, не совсем понятно какие именно ограничения будут введены в отношении интернет-магазинов: запрет коснется только момента отгрузки заказанного товара в адрес покупателя или воспользоваться системой заказа также будет невозможно.

Польша не уникальна в стремлении ввести запрет на торговлю среди стран ЕС. Сторонники данного новшества в сфере торговли защищают свою позицию, аргументируя тем, что воскресный день не для шоппинга и моциона семьями по бесконечным торговым галереям, а для Бога, на что указывает даже само название дня недели. В греческом языке он называется буквально «Кирьяки» — день Божий. Польский Костел и Польская Православная Церковь поддерживают такого рода законодательную инициативу, естественно среди граждан есть противники и сторонники. 

Может и нам перенять такое замечательное правило у все менее христианской Европы и закрепить его законодательно? «Дайте кесарю кесарево, а Богу Богово» (Мк. 12:13-17). 

Итак, какие государства ЕС разрешают торговлю в воскресенье, а которые имеют строгие запреты?

На карте ниже оранжевым цветом обозначены страны, где существует частичный запрет на торговлю в воскресенье, а красным цветом — где действует полный запрет. 

Где запрещено торговать по воскресеньям
  по материалам Аналитического центра Katehon